Положительные и отрицательные стороны домашнего воспитания. Отрицательные стороны религиозного воспитания.

Главная » Положительные и отрицательные стороны домашнего воспитания. Отрицательные стороны религиозного воспитания.

Принято семью считать главной средой воспитания ребенка. То, что ребенок приобретает в семье с детства, сохраняется на всю его жизнь и имеет влияние на жизненные моменты. Важность воспитания в семье в том, что ребенок значительное время находится под ее влиянием и ни одна среда не может с этим сравниться. Здесь закладываются основы личности, которые практически завершаются до поступления ребенка в школу.

Положительные и негативные стороны воспитания ребенка в семье

Самой важной положительной стороной воспитания является то, что ребенок окружен людьми, которые его очень любят, заботятся о нем, развивают. Но с другой стороны никакое общество по сравнению с семейным, не может нанести такое количество вреда человечку.

Тревожные родители, чаще всего это относится к мамам, помогают вырасти тревожному ребенку. У честолюбивых родителей дети вырастают с комплексом неполноценности. Несдержанные члены семьи, раздражающиеся по малейшему поводу, формируют у своих детей аналогичный тип поведения.

Очень хорошо

Когда в семье происходит душевное соединение, нравственная связь детей и родителей. Не стоит родителям пускать воспитание детей на самотек, ни в раннем детстве, ни в подростковом. Им нужен совет, положительное или отрицательное мнение. Оставшись наедине со своими проблемами, дети выбирают поступок пропагандируемый обществом, а это в большинстве случаев не правильно.

Первый опыт

Каждый ребенок получает в семье. Первые наблюдения, копирование ситуаций. Дети не знают как надо, они делают все, как увидят. Важно не только воспитывать словами, но и подкреплять собственными примерами. Если родители утверждают, что врать нехорошо, а сами показывают обратное, то, что ребенок больше воспримет? Конечно, второй вариант.

Очень важно родителям при воспитании соблюдать уважительное отношение к ребенку:

  • Ребенок воспринимается таким, каков он есть.
  • Уметь сопереживать, смотреть на сложившиеся ситуации глазами ребенка.
  • Адекватно относиться к ребенку в случае непредвиденных ситуаций.

Любовь родителей не должна зависеть от талантов и внешности ребенка. Родители любят своих детей такими, как они есть, пусть он не красив, не имеет особых способностей, на него жалуются дети и соседи. Но ведь на то и существует семья, чтобы помочь ребенку сформировать лучшие качества, чтобы помочь развить свои таланты, пусть они пока еще маленькие.

Но самое главное в жизни ребенка – это научить его любить. Отдача наступит быстро. Такие дети, вырастая, более легки в общении, увереннее и талантливее. С ними легко и просто – они умеют любить и ценить.

Похожие статьи:

Адаптация ребенка в условиях детского сада (8815 Просмотров)

Дошколята > Детский садик

В этой статье мы коснемся процесса адаптации ребёнка к детскому саду. Согласно социологической энциклопедии слово «адаптация» (от латинского слова adaptare – приспособление), означает процесс, в ходе которого личность…

Особенности развития ребенка от года до трех лет (9762 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

В семье появился малыш. Радость какая!!! Теперь появятся новые заботы, хлопоты не только по правильному уходу за ребенком, но и по его обучению всему, что может пригодиться в жизни. Раннее детство от года до трех лет…

Если у ребенка болит живот (14955 Просмотров)

Новорожденный > Детские болезни

Скопление газов в животе у ребенка вызывает схваткообразные боли. Малыш из-за этого может отчаянно кричать, сучить ножками. По мере отхождения газиков ребенок успокаивается, а затем снова начинает беспокоиться. Боли в…

О возможностях провокативной педагогики рассказывает кандидат педагогических наук Алексей ЕНИН

Одна из типичных педагогических ошибок — попытка воспитания детей исключительно на позитивных примерах и социально одобряемых действиях. На первый взгляд в этом нет ничего опасного, поскольку такая практика ориентирует ребенка на подражание неким положительным образцам. Что плохого, если ребенок начнет идентифицировать себя с предложенным ему идеальным образом? Но не все так просто…

Куда «деваются» отрицательные качества?

Проблема в том, что помимо положительных черт у каждого из нас существуют и отрицательные качества, которые вызывают соответствующие желания и стимулируют к определенному поведению. А реакция взрослых, в том числе педагогов, нередко сводится к запретам и нравоучениям. В результате у многих детей возникает конфликт между идеализированным представлением о себе и реальными устремлениями. Следствиями такого конфликта бывают: снижение самооценки, внутреннее смятение, повышенная раздражительность и другие негативные переживания. В более отдаленной перспективе это может привести к проблемам в развитии ребенка, например в развитии эмоциональной сферы. Бывает и так, что ребенок отторгает положительную модель поведения и обращается к другим асоциальным или даже криминальным моделям. В общем, потеря связи с отрицательной частью себя чревата весьма неприятными последствиями. Как же быть? Здесь на помощь учителю приходит провокативная педагогика.

Надо ли сдвигать границу дозволенного?

В основе провокативной педагогики лежит вызов воспитаннику, побуждающий его к определенным действиям в направлении собственного развития. Зачастую этот вызов связан с предложением сделать нечто такое, что выходит за границы стереотипных представлений о допустимом и запретном, правильном и ложном, поощряемом и наказуемом. То есть детям разрешается и предлагается то, что по логике вещей вроде бы не должно поощряться взрослыми. Стандартные нормы и границы как бы сдвигаются, и ребенку предоставляется возможность самому решить: как далеко ему стоит зайти в следовании новым «антипедагогическим» установкам и принципам. Во внеучебной работе с этой целью может использоваться методика ролевых либо имитационных игр. Например, игра «День гадостей», в которой ребятам разрешается делать «пакости» друг другу, или «День Лени», где у детей только одна обязанность – «ничегонеделание». Как правило, проживание такого «негативного опыта» вызывает у детей обратную реакцию: желание поступать вопреки «отрицательным» предписаниям взрослых. На этом эффекте, собственно, и строится расчет в провокативной педагогике. Согласитесь, одно дело, когда моральные нормы поведения вводятся взрослыми, и совсем другое, когда дети приходят к ним сами. В последнем случае идеальные положительные черты перестают восприниматься ребенком как навязанные извне; появляется осознание их необходимости, а сам человек начинает ощущать реальную свободу и ответственность.
Кроме того, методы провокативной педагоги позволяют ребятам, что называется, «выпустить пар», реализовать некоторые свои отрицательные желания в «мягкой» и безопасной для других форме.
Но и это еще не все. В культуре провокативность выступает как один из механизмов для «выработки неопределенности». То есть такого расшатывания культурных и личностных стереотипов, которое ведет к изменению, обновлению, развитию как отдельных людей, так и общества в целом. Как подобное «расшатывание» проявляется в практике провокативной педагогики? Например, у ребенка меняется отношение к определенным вещам, он начинает понимать, что некоторые качества, которые он раньше считал отрицательными, не стоит оценивать так однозначно. Что возможно найти способы, которые позволят обратить потенциал «отрицательных» желаний и интересов «в позитив». Таким образом, провокативные методы высвобождают в ребенке скрытую энергию, активизируя и усиливая ресурсы его саморазвития. И одновременно помогают интегрировать положительные и «отрицательные» стороны личности в целостное, адекватное и позитивное представление о себе.
Как видим, провокативная педагогика обладает колоссальным потенциалом, который стоит использовать. Но!..

Может быть, лучше воздержаться?..

В заключение необходимо сказать об ограничениях в применении методов провокативной педагогики. Прежде всего, следует отметить, провокативные методы – это обоюдоострый инструмент. Неграмотное обращение с ним может привести к прямо противоположному эффекту.
Поэтому использовать эти методы можно только тем учителям, кто знаком с основами психологии и обладает навыками применения игровых методик. При этом педагогу следует руководствоваться принципом открытости в общении с ребятами, а также принципом «педагогического участия». То есть педагог должен сам участвовать в играх, задавая определенный «стиль» выхода за границы привычных норм.
И конечно, первостепенное значение имеет степень доверия, которая установилась между педагогом и другими участниками игрового процесса. Важно также понимать, что некоторые дети чувствуют себя крайне некомфортно в условиях провокативного воздействия. Поэтому участие в такого рода играх должно быть делом сугубо добровольным – только по желанию ребенка.

Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Многие родители утверждают, что детский сад – первая ступень в развитии и воспитании дошкольников. Однако, некоторые психологи опровергают такое утверждение. Есть как отрицательные, так и положительные стороны дошкольного учреждения. Об этом и пойдёт речь в нашей статье.

Минусы детского сада

Почему – то не все малыши посещают дошкольное учреждение. Когда провели опросы мамочек, специалисты смогли назвать отрицательные моменты детского сада:

  1. Плохое влияние. Не все дети растут в благополучных и культурных семьях. Отсюда и происходит негативное влияние. У детей появляется нецензурная речь, начинают драться, грубить, проявлять агрессию. Если ребёнок растёт в такой атмосфере, его потом тяжело переучить.
  2. Заболевания. «Куда же без этого?» – Скажете вы. Однако, вы должны учитывать, что дома ребёнок будет болеть значительно реже, чем в коллективе. Такая проблема есть практически в каждом детском саде. Какая – то мамочка не может оставить малыша дома на больничном и приводит его в группу с насморком и кашлем. Как итог, начинают болеть и остальные дети. Поэтому такой круговорот будет до тех пор, пока медсестра сама лично не начнёт принимать ребят в группу.
  3. Нехватка внимания. Да, это есть в каждом государственном детском садике. В группах много детей, а воспитательница одна. Конечно же, она при всё своём желании не сможет уделить каждому ребёнку должного внимания. Именно поэтому малыши вечером капризничают. Ведь они так хотят, чтобы наконец – то в семье обратили на них внимание.
  4. Травмируется психика. Ну а как вы думаете? Да, возможно, ребёнок любит детский сад, свою группу, друзей и воспитателя, но в глубине души, в далёком своём подсознании, малыш ждёт маму или папу с работы. Он хочет в семью, только не может ещё выразить словами свои истинные чувства.

Плюсы детского сада

Есть не только отрицательные стороны дошкольного учреждения, положительных моментов тоже хватает:

  1. Развитие. В детском саду по программе предусмотрены такие предметы: аппликация, лепка, рисование, математика, развитие речи, окружающий мир и многое другое. Всё это необходимо малышу для развития как мелкой, так и крупной моторики; для умственного и логического развития, активной деятельности.
  2. Общение. Дети чаще всего играют сами по себе. Настоящие друзья у них появляются ближе к школе. Однако, малышам иногда полезно коллективное общение. Они должны учиться разрешать споры, улаживать конфликты или просто играться.
  3. Режим. Дети, которые приучены в одно и тоже время ложиться или вставать, принимать пищу и играть, в будущем становятся более организованными и собранными.
  4. Самостоятельность. Ещё одна важная ступень в развитии. Дети, которые посещают детский сад, умеют за собой поухаживать. Они одеваются самостоятельно, завязывают шнурки, ходят на горшок. Домашние дети не приучены к такой самостоятельности. Знают, что мама вещи достанет, поможет их надеть и покормит с ложечки в любую минуту.

Заключение

Только родители смогут ответить на вопрос: «нужен ли нам детский сад?». Ни один психолог не поможет и не подскажет. Ведь это дело каждого человека. Просто родители должны задать себе следующие вопросы:

  1. Зачем нам нужен детский сад?
  2. С какой целью будем в него ходить?
  3. Кто сможет вовремя забирать малыша?
  4. Каким я хочу видеть наше дошкольное учреждение?

Только после того, как ответите на свои вопросы легко и быстро, тогда точно определились, что вам нужно и для чего. Удачи вам и не пропустите важные и счастливые годы своего крохи.

Педагогическая наука заявляет, что именно от родителей и их стиля воспитания зависит то, каким вырастет их ребенок. Его поведение, отношение к окружающему миру и обществу, становление его, как личности в основном зависит от обстановки в семье. В данном случае мы рассмотрим один стиль — это авторитарное воспитание. Как оно влияет на формирование личности ребенка и к каким приводит результатам.

Определение термина

Авторитарное воспитание — действий, направленных на полное и беспрекословное подчинение воспитанника (ребенка, ученика, студента) воспитателю (родителю, няне, преподавателю и т. д.). У этого стиля есть и плюсы, и минусы.

Происходит понятие от латинского слова auctoritas — авторитет, уважение, власть или влияние. Течение зародилось еще в античную эпоху.

То есть авторитарное воспитание — это такой метод влияния, с помощью которого взрослый подчиняет полностью себе ребенка. Он развивает в нем безынициативность, подавляет его самостоятельность, препятствует выражению индивидуальности.

Теория авторитарного воспитания

Под таким стилем подразумевается полная диктатура. Ребенка держат под очень строгим контролем, так сказать «в ежовых рукавицах», запрещая практически все, что может приносить ему радость.

Если представить себе то, в данном стиле авторитарного воспитания пряника нет вообще, только кнут. Фактически, единственное, чем родители берут, это наказаниями, которых ребенок страшно боится.

Этот метод всегда вызывал среди деятелей педагогики жаркие споры, деля ученных на два лагеря. В первом доказывали, что это приносит положительные результаты, развивая в отпрысках послушание, добропорядочность и организованность. Вторые же напротив, высказывались категорически против авторитарного типа воспитания, объясняя это тем, что такие дети вырастают с некими психическими отклонениями и полностью подавленной волей.

Так какие же на самом деле можно выделить положительные и отрицательные стороны такого метода?

Плюсы такого воспитания

Безусловно, первым положительным итогом такого стиля станет дисциплинированность и ответственность за свои действия. Такие дети вырастают послушными. Так сказать, роботы, которым дали команду, и они ее выполняют без всяких пререканий.

Второй плюс выражается в том, что такие дети в совсем раннем возрасте не станут искать решения по какому-либо поводу, что не позволит произойти нервному срыву.

Минусы авторитарного воспитания

Отрицательные стороны такого метода заключаются в том, что:

  1. У малыша развиваются комплексы — это заниженная самооценка, малодушие, неактивность и неуверенность.
  2. Личность ребенка практически не развивается. Он автоматически слушается приказов и советов родителей даже во взрослом возрасте. И порой совсем не замечает, что эти действия идут вразрез с его собственными желаниями.
  3. Развивается огромный комплекс неполноценности. Страдает психика ребенка, если он постоянно боится наказания.
  4. Немаловажным фактором считается то, что в более зрелом возрасте он может просто сорваться и пойти во все тяжкие, наверстывая все то, что ему запрещали.

Положительный результат

А теперь можно рассмотреть, каким в итоге станет ребенок, который получил авторитарное семейное воспитание.

В лучшем случае человек вырастет таким.

  1. Робким, спокойным, очень послушным.
  2. Не думая о последствиях, он исполнит любое пожелание, исходящее от родителей или тех, кто старше его.
  3. Он будет стараться очень хорошо учиться, и, возможно, закончит школу с отличием.
  4. Он может стать хорошим работником, который всегда и вовремя выполняет поставленную перед ним задачу.
  5. С мужской точки зрения, девочки, воспитанные таким образом, становятся хорошими женами.

Отрицательный результат

  1. Деспотом, который спроецирует свое тяжелое детство на окружающих и близких.
  2. Во взрослом периоде ребенок потеряет уважение к родителям. На его место придет ненависть и их пониженный авторитет.
  3. Человек станет агрессивным, циничным и конфликтным. Все проблемы будет решать силовым методом.
  4. Практически нереально будет найти работу под чьим-нибудь начальством и в коллективе, так как он со всеми будет вступать в споры.
  5. Всю свою жизнь он будет бороться за что-либо, против чего-либо и с кем-либо. Главной целью станет борьба.

Поведение родителей

Если говорить простыми словами, то поведение родителей можно разделить на 2 варианта:

  1. Я так сказал, значит так оно и будет.
  2. Я родитель, я взрослый, значит, я прав.

То есть родители не идут на компромиссы, заставляя ребенка выполнять свои требования от и до. Их частые фразы: «ты должен», «ты идиот», «ты обязан», «ты лентяй, тупой, дурак» и т. д.

Как правило, такие родители наказывают ребенка за каждый проступок, чаще всего прибегая к физическому наказанию. Любое проявление Желания и просьбы не слышатся и полностью игнорируются.

Реальные примеры

Наиболее ярким примером ребенка, получившим авторитарное воспитание, является сам Адольф Гитлер. Его отец, уйдя в отставку со службы таможенника, оставил о себе нелестные отзывы, его характеризуют, как очень конфликтного и высокомерного человека.

Его тиранические наклонности заставили старшего сына, брата Гитлера, сбежать из дома. Сам же Адольф закончил с отличием школу в Ламбахе.

После бегства сына отец Адольфа стал муштровать его, что привело Гитлера к тем же мыслям о побеге, как и брата, но он не стал этого делать.

Однако свою ярость и борцовские черты он направил на формирования себя, как лидера. Уже в школе он сильно отличался от одноклассников, что видно даже по фотографиям. И, как говорил один из них, Гитлер был спокойным фанатиком.

Тиранический метод воспитания сказался на дальнейшей судьбе немецкого подростка, который в дальнейшем стал одним из самых ярких мировых диктаторов, погубившим миллионы человеческих жизней.

Еще одним мальчиком, который воспитывался в таком режиме, стал опять-таки немец. Это был Ганс Мюллер. Несмотря на то, что он был единственным ребенком в семье, держали его родители в строгой дисциплине. Любое нарушение правил каралось физически.

По приказу родителей Ганс вступил в вооруженные силы нацисткой Германии и в национальную-социалистическую партию. В возрасте 25 лет его приняли в специальное подразделение, которое отвечало за охрану концлагерей «Мертвая голова».

Когда советская армия освободила Освенцим, к ним в руки попала вся документация, где были подробно описаны все злодеяния и ужасы, которые вытворял с пленными Г. Мюллер.

Заключительные выводы

Метод такого воспитания может привести к необратимым, пагубным последствиям для ребенка. То насилие и давление, которое родители оказывают на свое чадо, возможно навсегда лишат их спокойной старости. И, к сожалению, кружку воды подать будет некому.

Поэтому выбирая, как воспитывать ребенка, стоит сохранять равновесие и одинаково часто и хвалить, и воспитывать в нем дисциплину. Малыш должен чувствовать поддержку и любовь родителей, тогда только из него получится успешный и добрый человек.

Положительная и отрицательная роль семьи в воспитанииребенка

Семья – самый первый и самый важный коллектив, в которыйребенок попадает сразу после появления на свет. Именно в семье он получаетнавыки, привычки, черты характера, которые остаются у него на всю жизнь ивлияют на его судьбу. То, что приобретено в раннем детстве, изменить оченьтрудно. Почему? А потому что в семье человек растет и находится как минимум до16 – 25 лет. В окружении членов семьи ребенок растет, ходит в школу, получаеткакое-то образование. В семье у него идет формирование личности! И с какимбагажом за плечамичеловек вступает вовзрослую жизнь, зависит от того, что вложила в него семья.

Только взрослые члены семьи могут научить ребенка любить,заботиться о близких, привитьтрудолюбие, навыки к самообслуживанию, развить у ребенка активность, лидерскиекачества, способность проявлять инициативу, самодисциплину, способностьсопереживать и, при необходимости, проявлять твердость и настойчивость и многиедругие нужные и полезные в жизни качества характера и души.

Почему семья, часто, не может дать детям всего вышеперечисленного?

Дело в том, что семья может заложить в ребенка только то,что имеет сама. Полезные навыки, полезные традиции, полезные привычки – еслисемья этого ребенку не дала, то, скорее, она выступит в качестве отрицательногофактора, и у ребенка будет трудная судьба.

Порочный круг заключается в том, что и родители, и бабушки сдедушками вышли из своих семей и вынесли оттуда все, что успелавложить в них их семья, где они родились ивыросли. Весь этот багаж, плюс жизненный опыт, они передали своим детям, а дети– внукам.

Но в каждую семью, как известно, время от времени вливаютсяновые люди, из других семей, (кто-то женится, или выходит замуж), в которыхбыли иные традиции, царили совершенно другие привычки и навыки. То есть появляютсяновые члены семьи, которые могут изменять или даже нарушать старые устои. Эточасто является причиной семейных конфликтов, в которые непременно вовлекаются идети.

Почему? Ну а как же иначе? Представьте себе, мать из однойсемьи, где, к примеру, царил матриархат, а отец из другой, где хозяином былотец, где мужчина – глава семьи. У них могут быть абсолютно разными подходы квоспитанию детей. В такой семье и мать иотец будут постоянно бороться за власть, и прежде всего, за власть над своимидетьми. Ведь в детях, не смотря на любовь между супругами, каждый из них хочетвидеть именно свое продолжение. Каково ребенку в таких условиях, особенно, еслион вовлекается в эти «разборки»?

Но, предположим, мама уступает первенство своему мужу. Врезультате у нее развивается повышенная тревожность, раздражительность… Аполучивший власть, несдержанный и честолюбивый отец начинает «лепить» своечадо. В результате, он никогда не получит того, чего хотел. Он получитнервозного, несдержанного ребенка с ярко выраженным чувством вины и комплексомнеполноценности.

Вы знаете, когда я спрашиваю родителей, каких свойствхарактера им не хватает для правильного воспитания своих детей, большинствоотвечают: «твердости характера, строгости, уверенности». На вопрос, каким быони хотели видеть своего ребенка, я, в большинстве случаев, получаю такиеответы: «Ребенок должен быть спокойным, послушным, добрым, искренним,трудолюбивым…»

То есть родителям требуются недостающие им черты характерадля подавления воли своего ребенка, а ребенок должен быть спокойным,послушным…, то есть удобным, не приносящим лишних хлопот, незаметнымчеловечком!!!

Так не бывает! Ребенок, в первую очередь реагирует наотношения между родителями и на отношение родителей к нему самому. Глядя насвоих родителей, ребенок учится всему, что видит. Если родители между собойдопускают грубость, ложь или лицемерие, ребенок, не анализируя, хорошо это илиплохо, учится вести себя так же, то есть становится грубым, лживым илицемерным.

Родителям это, разумеется, не нравится! Они пытаютсяисправить свое чадо замечаниями, нотациями или, даже, наказаниями, но у нихничего не получается! А не получается потому, что слова родителей расходятся сделами. Дети слова, в таких случаях, воспринимают как «в одно ухо влетело, вдругое вылетело», «как об стенку горох», он неосознанно повторяет действиясвоих родителей! Наказания и нотации вызывают только чувство протеста иозлобленности, уверенности в том, что его родители просто не любят!

А родителям в такой ситуации не до любви! Они же ребенкамогут похвалить и выразить ему свою любовь могут только в том случае, еслиребенок не доставляет им хлопот, «не треплет нервы»! Они всем своим видомпоказывают ребенку, что не довольны им! Какая уж тут любовь!

Ребенок же, чувствуя постоянное недовольство со стороныродителей, все больше отдаляется от них, становится чужим, неуправляемым,жестоким. Или, если сломлена его воля и достоинство, ребенок превращается в«серую мышку» в образе которой и проживет свою жизнь!

Что же делать?

Если у родителей возник такой вопрос, значит, они готовычто-то изменить в себе, в своем поведении, в своем отношении к воспитаниюребенка. Правильно? Иначе для чегоинтересоваться «что делать?»

В этой статье я могу подсказать лишь направление вашихдействий.

Итак, самое первое, что нужно сделать, это увидеть иуслышать друг друга. Сделать это нужно для того, чтобы понять, откуда, у Васлично, появилось убеждение в том, что ребенка надо воспитывать именно так, какэто представляете себе Вы? Наверняка это идет из семьи Ваших родителей.

Второе, что нужно сделать, это восстановить воспоминания освоем детстве и подумать, даже почувствовать, чего Вам не хватало в детстве,как к Вам относились Ваши родители, и хотели бы что-то изменить, если это былобы в ваших силах?

Третье – поставить себя на место своего ребенка ипочувствовать, чего он хочет от вас?

Хотите ли Вы критики, нотаций, наказаний и оскорблений? Яуверена, что Вам захочется любви и внимания, доверия и защищенности.

Ответьте себе на мой вопрос: почему дети упрямятся, лгут,капризничают, замыкаются в себе…?

ОНИ ЗАЩИЩАЮТСЯ ОТ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ!!!

Поделиться:

Оставьте комментарий

4 × 2 =