Как учить детей делать моральный выбор. Как научить ребенка делать правильный выбор.

Главная » Как учить детей делать моральный выбор. Как научить ребенка делать правильный выбор.

Подростковый возраст — время, когда ребенку часто приходится делать самостоятельный выбор, причем результаты этого выбора могут отразиться в дальнейшем на всей его жизни. Выбирать приходится учебное заведение, профессию, увлечения, друзей, окружение и много чего еще. Стоит ли родителям влиять на выбор подростка и в какой форме?

Каждый ребенок уникален: один с малых лет решает стать врачом и уверенно движется к своей цели, налегая на латынь и биологию. Другой до последнего сомневается и, закончив школу с уклоном в математику и физику, внезапно меняет решение и вместо технического вуза выбирает гуманитарный. А кто-то считает, что сделал выбор будущей профессии правильно, получает образование — одно, второе, заканчивает аспирантуру, работает по профессии и… внезапно решает бросить все и полностью сменить сферу деятельности.

Для того чтобы определить, какая же именно профессия подойдет будущему выпускнику, психологи проводят сложный разбор интересов ребенка, его достижений в школе и других важных факторов. Результатом такого разбора становится предложение нескольких более или менее близких ребенку направлений, в которых он имеет все шансы добиться успеха.

Что же могут сделать родители для профориентации ребенка? В первую очередь, создать основу для осознанного выбора — дать ребенку почувствовать себя в полной безопасности дома, создать условия, в которых он сможет свободно общаться с родителями и делиться самыми важными переживаниями.

Предлагаем несколько практических советов по профориентации школьников и упражнений для родителей, которые помогут им научиться оставлять ребенку возможность выбора, воспитывать в нем ответственность и веру в себя.

Эти советы максимально актуальны для подростков в возрасте 12-16 лет. Для детей младше важно делать корректировку на возраст и их картину восприятия мира, хотя общий посыл остается тем же. Что касается детей старше, то родители уже сделали большую часть доступных им шагов.

1. Ребенок тоже человек

Думаю: Мой ребенок — это формирующаяся, а с 14 лет по большей части сформировавшаяся личность со своим характером и взглядом на жизнь. Я уважаю его мнение и принимаю его наравне со своим собственным.

Делаю: Я с интересом слушаю то, что мне рассказывает ребенок, и принимаю важность того, что для него сейчас важно. Я делюсь с ним тем, что важно для меня, и принимаю его мнение по этому поводу.

2. Каждый человек имеет право на свою жизнь и любой выбор в ней

Думаю: Мой ребенок — это целый самостоятельный мир. Со своими идеями, взаимоотношениями с окружающим миром и собой. И как и любой человек, мой ребенок имеет право сделать свой выбор. Любой: заболеть, поиграть в футбол или сделать домашнее задание по математике. Тот выбор, который он сделает, будет лучшим выбором, который он видит, исходя из своей точки зрения.

Делаю:

  • Я напоминаю себе: то, что я вижу, знаю и понимаю — это моя точка зрения, основанная на моем жизненном опыте. Бывают и другие точки зрения. И это нормально.
  • Я уточняю у моего ребенка, почему он делает тот выбор, который делает.
  • Я узнаю у него: что для него важного в том, что он делает?
  • Я рассказываю ему, что я вижу важного в том, что он делает или не делает.
  • Я позволяю ему делать то, что он считает нужным, рассчитывая на мою поддержку, вне зависимости от его выбора.

3. У каждого действия есть последствия

Думаю: Как бы мне ни казалось что-то правильным или неправильным, эта концепция имеет все шансы не совпадать с тем видением, которое есть у моего ребенка. Зато я точно знаю, что у каждого действия есть последствия: те, которые я могу предсказать прямо сейчас, и те, которые прямо сейчас я не вижу. Вне зависимости от того, что я выбираю делать прямо сейчас, я несу ответственность за все последствия своих действий. Точно так же, как и мой ребенок.

Делаю:

  • Я спрашиваю у моего ребенка, какие он видит последствия того, что он делает сейчас.
  • Я уточняю у моего ребенка, каких результатов он хочет добиться своими действиями.
  • Я делюсь с ним своим видением последствий его действий.
  • Я позволяю ему действовать согласно его собственному решению, отдавая себе отчет в том, что ответственность за свой выбор он несет сам в полной мере.

4. Моя жизнь — это моя жизнь

Думаю: Человеческое счастье — достаточно тонкая материя, чтобы сказать наверняка, что именно сделает другого человека счастливым. Я понимаю, что мое представление о том, как строить жизнь — это лучшее из возможных для меня на данный момент представлений. У моего ребенка есть все шансы сформулировать представление, сильно отличающееся от моего. При этом его представление будет лучшим для него.

Делаю:

  • Я отвечаю себе на вопрос: чего именно я хочу для своего ребенка в жизни?
  • Я обсуждаю те возможности, которые наблюдаю, со своим ребенком и спрашиваю, какие возможности для себя обнаружил он.
  • Я поддерживаю его в том выборе, который он для себя делает.

5. Мой ребенок — моя копия

Думаю: Основное и до определенной поры единственное, что делает мой ребенок — с точностью копирует поведение своих родителей, то есть нас. Все, что мне в нем нравится — это то, что мне нравится наблюдать в себе. Все, что меня в нем раздражает — это то, что я отказываюсь замечать в себе. И если я вспомню, как я веду себя в подобной ситуации, я удивлюсь совпадению.

Делаю: Я с удовольствием делаю то, что я хочу, чтобы делал мой ребенок. Хочу научить его читать — регулярно и с удовольствием читаю.

6. Выбор и принятие ответственности — это навык

Думаю: Для того чтобы научиться кататься на велосипеде, нужно для начала найти велосипед, а потом на него сесть и попробовать поехать. Принятие решения и ответственности за него — точно такой же навык, как и езда на велосипеде. Поскольку для меня важно, чтобы мой ребенок научился принимать самостоятельные решения, я готов терпеливо уделять свое время и внимание процессу его обучения, понимая, что с первого раза даже на велосипеде мало у кого получается ездить.

Делаю:

  • Я создаю ситуации, в которых мой ребенок может попрактиковаться в самостоятельном принятии решений, и поддерживаю его в любом выборе.
  • Я позволяю моему ребенку совершать ошибки и то, что я воспринимаю как ошибки.
  • Я разбираю с ним шаги, которые привели его к имеющемуся результату.
  • Я интересуюсь, какие уроки он извлек из каждого опыта и как они могут повлиять на его выбор в будущем.

7. Вопрос лучше ответа

Думаю: Когда я хочу получить консультацию, я обращаюсь к человеку, которого считаю специалистом, и задаю ему соответствующий вопрос. После чего я ухожу с ответом, а он остается специалистом в этом вопросе. Я хочу, чтобы мой ребенок стал специалистом в жизни.

Делаю: Я задаю вопрос ребенку и поддерживаю его в поиске его собственного ответа на него.

Статья предоставлена образовательным проектом SmartCourse

Ребенок лучше усвоит информацию, если объяснить ее на личном примере. Например, вы хотите показать малышу механизм принятия решений. Для этого вам придется вслух проговорить все свои мысли и действия, а затем описать все плюсы и минусы каждого из вариантов развития событий. По такой схеме вы можете предложить крохе выбрать подарок для бабушки или определить, где вы будете праздновать его день рождения.

Расставляйте приоритеты

Очень часто, находясь перед выбором, дети впадают в ступор. Они думают, что от этого решения зависит вся их жизнь. Объясните малышу, что ему придется постоянно что-то решать, поэтому важно научиться расставлять приоритеты. Например, над тем, что надеть в школу, можно долго не задумываться, а вот выбор другу требует времени на то, чтобы взвесить все за и против.

Предоставляйте возможность учиться на ошибках

Это стоит делать только в тех вопросах, которые не касаются здоровья и безопасности ребенка. Ведь, как показывает практика, именно негативный опыт оказывается для детей самым поучительным. После необдуманного решения кроха поймет, что любое его действие имеет последствия. Ваша задача в такой ситуации — поддержать малыша и дать ему понять, что вы всегда на его стороне.

Предлагайте фантазировать

Психологи советуют разыгрывать гипотетические ситуации, которые ставят малыша перед выбором. Начать можно с самых простых вопросов: какую суперсилу хотел бы иметь ребенок, с кем из мультяшных персонажей он бы хотел дружить и т.п.

После этого вы можете привнести в игру жизненные примеры: на что кроха потратит деньги, если выиграет в конкурсе талантов, что сделает ребенок, если два одноклассника пригласят его на день рождения в один и тот же день и пр. Благодаря такой зарядке для мозга у вашего сына или дочери сформируются навыки критического мышления, а способность к принятию решений заметно усилится.

Сокращайте варианты

Научно доказано: чем больше выбор, тем сложнее человеку его сделать. Особенно это касается детей. Их мозг еще не способен обрабатывать большие объемы информации, да и отказ от нескольких вариантов сразу дается малышам очень тяжело.

Поэтому не заставляйте их делать выбор в ситуациях, когда возможных вариантов несколько десятков. Вместо этого предлагайте решать простые задачки в быту, указывая максимум два варианта на выбор: «Куда пойдем гулять с собакой — в парк или на площадку?», «Ты поможешь мне помыть посуду или сложишь игрушки?». Таким образом у малыша сформируется понимание того, что его мнение учитывается, а это добавит ему уверенности в себе.

Умение выбирать – одно из важнейших человеческих качеств, а право выбора неотъемлемо для каждого человека.

Поэтому родителям, желающим вырастить из своего ребенка полноценную и самостоятельную личность, так важно вовремя научить малыша выбирать.

КАК И КОГДА ЭТО ДЕЛАТЬ?

Учить ребенка выбирать лучше всего с самого младенчества. И именно с этого момента родителям нужно учиться уважать выбор ребенка.

Пускай кроха выбирает одну из погремушек лишь на несколько минут, а затем потеряет к ней интерес и потянется за другой, так как пока еще не умеет сосредотачиваться и концентрировать свое внимание на чем-то одном.

Однако таким образом ребенок все равно делает свой выбор – возможно, первый, еще не очень осознанный и не обоснованный, но очень важный.

И когда мама или папа дают младенцу возможность выбирать игрушки, а те, которые он не выбрал, на время прячут или отодвигают, они учат ребенка выбирать.

Даже если при этом малыш выберет обе погремушки или не возьмет ни одной, это все равно будет его решением, его выбором.

СОВМЕСТНЫЕ ПОКУПКИ

Когда же сын или дочь подрастут немного, нужно продолжать тренировать их умение выбирать – одежду, еду, игрушки, подарки и многое другое.

Например, отправляясь за покупками с ребенком, позвольте ему выбрать себе что-нибудь на заранее предложенную сумму.

Для того, чтобы научить малыша выбирать разумно, взвешенно и обоснованно, лучше всего с раннего возраста просить его рассказывать вам, почему он сделал именно такой выбор.

Конечно, это не значит, что как только дети будут способны вести нормальный диалог с родителями, они уже смогут объяснить свои желания и предпочтения. Однако тренировать такое умение очень полезно – как для общего развития ребенка, так и для его умения делать выбор.

УВАЖАЙТЕ ЕГО ВЫБОР

Кстати, предоставляя малышу право выбора и задавая ему вопросы, будьте готовы уважать не только выбор ребенка, но и его объяснения, какими бы глупыми или странными они вам ни казались.

К сожалению, многие родители никак не могут признать за детьми право выбора, постоянно отодвигая «возрастную планку зрелости». То есть, одни считают, что их ребенок не способен на самостоятельный выбор, пока не пойдет в школу, другие говорят – пока не окончит школу.

А находятся и такие, что даже вполне взрослым и семейным детям своим отказывают в праве выбора, предпочитая все выбирать за ребенка.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

В результате такого «воспитательного подхода» вырастают зависимые, несамостоятельные, неуверенные в себе люди, совершенно не способные выбрать ни друзей, ни работу, ни жену или мужа. Такие люди предпочитают ничего не решать и ждать, пока кто-то за них не выберет и не определит их собственную жизнь.

Существуют, к сожалению, и такие родители, которым подсознательно вообще не хочется выпускать ребенка из сферы своего стопроцентного влияния.

Причем подобные взрослые просто уверены, что поступают из лучших побуждений, что решая все за ребенка, приносят ему пользу. Однако это не так, и не научившийся выбирать в детстве не сможет потом найти своего места в жизни.

Конечно, пока ребенок маленький, и еще не способен сделать осознанный выбор, родители определяют, из чего малышу выбирать.

Но по мере взросления попробуйте чаще предоставлять ребенку шанс выбирать самому, рассказывая ему о каждой из стоящих перед ним опций выбора, и вы увидите, что даже в продуктовом магазине ребенок 4-5 лет уже будет выбирать не одни только сладости.

ПСЕВДОВЫБОР

Есть в науке выбирать и одно «но» — многие психологи советуют родителям манипулировать своими детьми, предоставляя им «псевдовыбор».

Например, малыш не хочет одеваться, а мама предлагает ему выбрать, зеленую футболку надеть или синюю. То есть, ребенка вынуждают выбирать из нескольких одинаково не устраивающих его вариантов.

Однако такой подход годится лишь в случае, если совершенно ясно, что малыш просто капризничает. Если же у него есть какое-то осознанное и четкое желание, имеющее причину, то нельзя отмахиваться от него и предлагать ребенку «псевдовыбор».

К тому же, будьте готовы, что на каком-то этапе сын или дочь уже не «поймаются» на вашу уловку и открыто скажут, что не хотят ни того, ни другого.

Поэтому если ребенок настаивает на своем не из-за капризов, и если есть такая возможность, старайтесь прислушиваться к его мнениям и желаниям.

Кроме того, если он упорно отказывается спать, есть, гулять или играться, обратите внимание, все ли с ребенком в порядке, — иначе вы рискуете просто навредить малышу.

Итак, учите ребенка выбирать и обосновывать свой выбор с раннего возраста, прислушивайтесь к нему, уважайте его мнение и его решения, и со временем он сам сможет объяснить вам причины своих поступков. Из научившихся выбирать детей чаще вырастают самостоятельные, ответственные люди.

Дать детям возможность попробовать все по максимуму.
Чтобы помочь ребенку узнать, что он предпочитает на самом деле, важно предоставить ему возможность попробовать как можно больше различных вариантов.

В каком возрасте дети учатся выбирать?
Даже самые маленькие дети много раз за день совершают выбор, но пока он интуитивный, эмоциональный. Начиная с двух лет, они хорошо различают вкус продуктов и, следовательно, могут выбирать то, что им нравится. К пяти-шести годам у них возникают пристрастия к определенным цветам и, значит, появляются предпочтения в одежде. К 10-12 годам от подростка можно ожидать осознанных нравственных решений и поступков: так поступать хорошо, а так — плохо.

Почему детей нужно этому учить?
Ребенок по своей природе консерватор. Если он каждый день ест макароны, а однажды ему предложат выбрать между макаронами и, например, цветной капустой, он неизбежно выскажется за макароны! Но это будет дань привычке, а не выбор. Поэтому важно, чтобы родители давали детям возможность познакомиться с другими вариантами — мягко, деликатно, подстегивая их природное любопытство, привлекая внимание. Только так дети смогут понять, что же им нравится больше, и выбрать именно это.

Как научить ребенка выбирать?
Парадоксально, но обучение этому проходит через стацию принуждения. Надо, чтобы ребенок попробовал и борщ, и рыбный суп, чтобы он мог узнать, что ему больше нравится. Даже если теперь это не в моде, надо ставить детей перед необходимостью. В данном случае речь, скажем, о том, что сегодня на обед — только такое блюдо. А завтра будет совсем другое. И только после этого он будет в состоянии попросить то, что понравится больше, — когда он узнает это сам, когда перестанет «выбирать» привычное. Эта наука постигается день за днем!

Научиться выбирать.
Это необходимо! Чтобы принять решение, в котором мы не разочаруемся, надо точно определить свою цель, понять свои желания, собрать и оценить доступную информацию. Главное при этом — не что именно мы выбираем, а как делаем этот выбор — осознанно или спонтанно. В первом случае за ним стоит реальная внутренняя работа, во втором —интуиция или просто стремление «не париться».

Мы по-разному относимся к выбору: одни радуются, когда он есть, другие предпочли бы получить готовый ответ. Способность осмысленно решать за себя и для себя отражает зрелость человека, его взрослость.

Дети не умеют выбирать по-настоящему. Конечно, они прекрасно знают, чего им хочется в данный момент, однако не могут учитывать даже слегка отсроченные последствия своих решений. Это умение приходит с возрастом, когда постепенно формируется готовность к выбору. Выбор сам по себе — это не хорошо и не плохо. Он расширяет наши возможности, но каждому ли это необходимо? Увеличение количества возможных вариантов одновременно означает увеличение ответственности и требований к тому, кто совершает выбор. Взрослый не счастливее ребенка, как ферзь не счастливее пешки; просто его счастье в гораздо большей мере находится в его собственных руках.

На чтение 7 мин. Просмотров 1.5k.

За последнее столетие взгляды на нравственное воспитание личности (в том числе дошкольников) претерпели значительные изменения: от восприятия ребенка как объекта получения и усвоения знаний о нормах морали до обязательности их соблюдения, что имеет осознанную потребность быть нравственным.

В традиционной психологии (отечественной и российской) нравственное воспитание молодого поколения изучался в различных аспектах.

Было проведено исследование нравственной сферы личности; полученные результаты классифицированы и систематизированы, определены категории нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений.

Весомый вклад в разработку проблемы нравственного воспитания дошкольника оказали Л. Божович, Л. Выготский, П. Гальперин, Д. Эльконин, А. Запорожец, А.Леонтьев, С. Рубинштейн и многие другие.

Сейчас проблемы нравственного воспитания дошкольников отражено во многих действующих программах для детсадов.

Определенные в них задачи должны решаться на основе непрерывного психолого-педагогического сопровождения процесса морального становления воспитанника на протяжении всего дошкольного детства интегрированно (поскольку невозможно отделить это образовательное направление от других), систематически (эпизодическая работа не даст желаемых результатов) и базироваться на сотрудничестве и межличностном взаимодействии всех взрослых и детей.

Как организовать работу по воспитанию нравственности ребенка?

Образовательная работа должна быть спланирована и организована таким образом, чтобы нравственное воспитание доминировало ненавязчиво, без лишнего «морализирования», чтобы оно было доходчивым и убедительным, с соблюдением меры, и пронизывало все моменты детской жизни, поскольку только так можно сформировать действительно нравственную личность.

Период дошкольного детства является особенно важным для освоения норм и правил морального поведения как сензитивний для развития многих сфер личности и формирования ее основ.

Элементарные нравственные представления и чувства, навыки поведения, что их ребенок приобретает отчасти стихийный моральный опыт, должны стать, по определению Л. Выготского, «натуральными» «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать основой развития новых форм, правил и норм поведения.

Специфика нравственного воспитания предопределяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, нормами общественной морали и тому подобное.

В период дошкольного детства чрезвычайно важно развивать эмоции и нравственные чувства малышей, что способствует формированию нравственных качеств личности, побуждает к усвоению определенных норм и правил, развивает соответствующие мотивы поведения и привычки.

Взрослым следует учитывать, что малыши осваивают нравственные явления постепенно. Сначала воспринимают их на эмоциональном уровне («хорошо»-«плохо»), потом медленно осознают причины тех или иных поступков.

Одни дети быстрее постигают глубину моральных ситуаций, обсуждаются, другие — медленнее. Это естественно. То есть моральное развитие предопределяется спецификой психического развития дошкольников.

Должны постоянно заботиться о развитии у воспитанников системы нравственных понятий и представлений о нормах, которые впоследствии они отображают в собственном поведении и отношении к другим.

Важно не злоупотреблять запретами.Установлено: если ребенка воспитывать с помощью многочисленных «нельзя», он растет неспособным к собственной моральной саморегуляции, не способным делать ответственный нравственный выбор, не осознает моральных ценностей и оставаясь без внешнего контроля, не придерживается норм.

Главными принципами, обеспечивающими успех воспитания, является систематичность и последовательность.Эпизодические воздействия результата не дают. В нравственном воспитании также необходим положительный пример, которому дети могут подражать.

Если же поведение взрослых противоречит правилам, в сознании детей утверждаются двойные стандарты: зная, как надо вести себя в определенной ситуации, они нарушают правила, потому что так поступают значимые для них люди. В результате формируется искаженное видение нравственности как таковой.

Только у тех детей, которые находятся в пространстве единых требований, а не двойных стандартов, можно сформировать осознанное отношение к моральным нормам и правилам. Именно нравственность является сложным новообразованием, характеризующим личность как социальное существо, способное жить в обществе и действовать по его нормам. Дошкольникам (особенно младшим) свойственно не признавать собственных нарушений норм морали, а замечать только огрехи других.

Среди позитивных качеств личности они почти не называют морального. Говорят, что добрый человек — красивый, умный, послушный, при этом не упоминают такие черты, как честность, справедливость, ответственность, чуткость, общительность и тому подобное. Моральный портрет остается без внимания, потому что взрослые концентрируются не на том подходе в воспитании.

Педагоги часто чувствуют себя беспомощными, когда их вроде бы воспитанный ребенок не соответствует их ожиданиям, демонстрируя грубость, наглость, неуважение — выполняя требования взрослых, он не присвоил моральные нормы, не почувствовал потребность соблюдать их.

Как видим, у наших дошкольников по разным причинам возникают пробелы в освоении нравственного опыта.

Родители и педагоги задумываются: как воспитать нравственную личность; как научить детей придерживаться нравственных норм; как объяснять им значение этих норм; когда именно стоит начинать воспитание?

Всех волнует вопрос: в чем заключается искусство воспитания современного ребенка без крика, подзатыльников и наказаний?

Фактически речь идет о проблеме культивирования у малышей нравственных суждений, развития саморегуляции поведения согласно установленным нормам и правилам, которые должны стать их внутренними ориентирами, формирование эмпатийного отношение к окружающим, становление морального сознания и самосознания, нравственных чувств и тому подобное.

Главные цели нравственного воспитания современных дошкольников

  1. Развитие эмоций и нравственных чувств ребенка (от переживаний до высоких чувств) как основы нравственного воспитания.
  2. Формирование положительного отношения к соблюдению моральных норм и негативного — к их нарушениям на основе анализа ситуаций, которые дети наблюдают в жизни, с которыми ежедневно сталкиваются в межличностном общении.
  3. Культивирование у дошкольника стремления к становлению позитивного образа собственного «Я» с присущими ему моральными качествами.
  4. Содействие формированию у ребенка убеждения, что в случае негативного поступка он потеряет статус «доброго»; поддержания правильного морального выбора детей.
  5. Выработка у воспитанников привычки к нравственному поведению, уважению к нормам, которые регулируют их повседневные отношения, — воспитание культуры общения, совместной деятельности.

Специфика нравственного воспитания заключается в том, что его невозможно отделить от других процессов, поскольку это должна быть постоянная и непрерывная работа, вплетенная в общую канву воспитательного взаимодействия взрослых и детей.

В нравственном воспитании важно учитывать возрастные, индивидуальные и специфические особенности развития нынешних дошкольников, связанные с повышенной эмоциональностью, обидчивостью, наблюдательностью, отличающие их от предыдущих поколений. Современные требования личностно ориентированного подхода в воспитании предусматривают формирование «Я-концепции» ребенка.

Актуальным в этом процессе является развитие у дошкольника сознания, эмпатии, саморегуляции поведения, что непосредственно влияет на становление его нравственной сферы.

В нравственном воспитании как целенаправленном двустороннем процессе взаимодействия взрослых и ребенка важным является не знание о нормах и правилах морали и послушное их соблюдения, а сформирована личностная потребность действовать в соответствии с ними, самосовершенствоваться на протяжении всей жизни.

Методы и приемы реализации задач нравственного воспитания

  • Наглядные: наблюдения; рассматривание тематических иллюстраций, просмотр репродукций картин (дидактических и живописных), слайд-фильмов, мультипликационных фильмов с последующим обсуждением их содержания; демонстрация позитивных образцов поведения; театрализации.
  • Словесные: этические беседы, рассказы, моральные диалоги, чтение произведений детской художественной литературы взрослыми, разучивание стихов; обсуждение жизненных нравственных ситуаций; ознакомление с народными нравственными обычаями и традициями; прослушивание аудиозаписей; отгадывание загадок; составление детьми рассказов моральной тематики по схемам, иллюстрациям; убеждение в форме разъяснения; внушение; поощрение; наказание.
  • Практически-игровые: дидактические игры нравственной направленности; сюжетно-ролевые и режиссерские игры, игры-соревнования; моделирование сказок; постановка пьес на нравственные темы, решение нравственных задач, проигрывание ситуаций нравственного содержания; приучение, упражнения.

Воспитывать по-новому

Итак, речь идет о новом подходе к использованию методов, давно существующих в практике дошкольного образования, что должно обеспечить принятие детьми моральных норм на эмоционально-личностном и внутренне осознанном уровнях.

Результативность нравственного воспитания определяются соблюдением детьми норм морали вопреки собственной выгоде и интересам без внешнего контроля или принуждения со стороны взрослых, особенно в условиях свободного морального выбора, когда возникает соблазн нарушить их.

Важно, придерживается ли ребенок моральных норм постоянно, потому что это его собственная потребность, или эпизодически, ради одобрения — именно в этом заключается «новая-старая» проблема нравственного воспитания современных дошкольников, которые много времени проводят за компьютерами, смартфонами, планшетами, не усваивая при этом норм человеческих взаимоотношений.

Моральную личность нынешних малышей должны формировать по-новому.

План действий относительно нравственного воспитания: создание целостной психологической модели этого процесса, выявление его психологических закономерностей и специфических особенностей.

Остро возникла также необходимость разработки технологии психолого-педагогического сопровождения нравственного воспитания дошкольников.

Поделиться:

Оставьте комментарий

4 × 2 =