Доклад «актуальность ранней профориентации детей». Инновационный проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста». Работы с дошкольниками по ранней профориентации.

Главная » Доклад «актуальность ранней профориентации детей». Инновационный проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста». Работы с дошкольниками по ранней профориентации.

Семинар – практикум для воспитателей «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
1. определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОО;
2. изучить содержание профориентационной работы в ДОО, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
3. познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации.
Практическая значимость: содержательный материал представил в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.
Подготовка к семинару:
1. Анкетирование педагогов «Что мы знаем о профориентации дошкольников?» (Приложение 1)
2. Анализ ППРС по организации профориентационной работы со старшими дошкольниками (Приложение 2).
3. Методические рекомендации педагогам (Приложение 3).

Ход семинара — практикума:

Приложение 1
Анкета для педагогов

«Что мы знаем о профориентации дошкольников?»
1. Что такое профессиональная ориентация?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что входит в понятие профессиональная ориентация дошкольников?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое место занимает профориентационная работа с дошкольниками в вашей возрастной группе?
_______________________________________________________________
4. Через какие формы работы с дошкольниками осуществляется ранняя профориентация?_________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие современные образовательные технологии наиболее применимы для ознакомления дошкольников с профессией? _________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Выберите из предложенного списка задачи профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста:

-учить сравнивать профессии;
-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий;
7. Какие традиционные методы обучения и воспитания при ознакомлении детей с трудом взрослых можно применять:
— беседы с использованием игровых персонажей и наглядности;
— чтение детской художественной литературы;
— наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий;
-рассматривание картин и иллюстраций;
— опыт хозяйственно-бытового труда;
— сюжетно-ролевые игры;
— дидактические игры;
— игровые ситуации.
8. Какие парциальные образовательные программы дошкольного образования профориентационной работы с дошкольниками вам известны?
________________________________

Приложение 2
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации
подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
— подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
-подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);
— подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
— выпуск настенной газеты, посвящѐнной профессиям взрослых;
— оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
— оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
— материалы для сюжетно-ролевых игр.
Дидактические игры
Деревянная головоломка-пазл «Профессии» для детей от 2-х лет.
Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.
Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.
Развивающая настольная игра – пазл «Профессии» для детей от 3-х лет.
Обучающая настольная игра «Познайка: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет.
Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет.
Настольная игра «Все профессии важны-1» для детей от 4-х лет.
Настольная экономическая игра «Ай да ярмарка!» для детей от 5-ти лет. Настольная экономическая игра «Золотая рыбка» для детей от 5-ти лет.
Сюжетно – ролевые игры
«Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека», «Магазин», «Почта», «Больница», «Мастерская», «Парикмахерская».
Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов
для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр
Тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк».
Конструктор.
Куклы крупные и средние (девочки и мальчики).
Кукольные коляски, соразмерные куклам.
Комплект постельных принадлежностей для кукол.
Кукольные стол, стул, кровать, диванчик.
Кукольные кухонный шкафчик и плита.
Набор чайной посуды.
Набор кухонной посуды.
Набор продуктов (объѐмные муляжи).
Весы.
Касса.
Игрушечные деньги.
Сумки, корзины, рюкзачки.
Белая шапочка, белая косынка, белый халат.
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель).
Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчѐска, фен).
Светофор.
Гараж.
Руль автомобильный.
Грузовые машины. Спецмашины («Скорая помощь», пожарная).
Полицейский набор.
Набор «Железная дорога».
Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самолѐт, ракета).
Фуражка / бескозырка.
Штурвал на подставке.
Бинокль (подзорная труба).
Машины общественного транспорта.
Машины – строительная техника.
Каска строительная.
Набор инструментов.
Домашние и дикие животные и птицы.
Телефон.
Набор бытовой техники.
Набор музыкальных инструментов.

Приложение 3
Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста
Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Задачи работы:
-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
-развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Задачи работы:
-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение
потребностей человека и общества;
-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
-формировать первичные представления о мотивах труда людей;
-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
-учить сравнивать профессии;
-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
-знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
-расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
-расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
-расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –помощниках человека;
-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
— ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
— называет профессии разных сфер экономики;
— различает профессии по существенным признакам;
— называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
— выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
— объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
— объясняет роль труда в благополучии человека;
— имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
— моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
— участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
— эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
— демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Ребенок-дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области, например область приборостроения.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

И на базе нашего дошкольного учреждения существует огромная возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения. Наш детский сад находится рядом с приборостроительным заводом “Прогресс” и родители наших воспитанников работники этого завода. Профориентация дошкольника стала одним из направлений работы нашего коллектива. Наша задача: в доступной форме дать детям знания о профессиях работников завода, результатах их труда. Тема оказалась интересной не только для детей, но для педагогов и родителей.

На начальном этапе был разработан тематический план на учебный год по ознакомлению дошкольников с профессиями Он включил в себя темы наиболее доступные, на наш взгляд, для детского понимания: о родном городе, о заводе, о профессиях В плане отражено коротко содержание бесед по темам, показана связь с другими видами детской деятельности, запланированы экскурсии, встречи с родителями.

Основной упор в работе сделан на старших дошкольников, но уже в средних группах мы ввели первые занятия – знакомства с заводскими профессиями.

При разработке конспектов занятий мы столкнулись с проблемой недостатка наглядного материала. Приходилось искать иллюстрации и фотографии. Большую помощь в этом оказали нам родители, которые с пониманием и интересом отнеслись к нашей проблеме.

Одной из самых удачных и интересных, по нашему мнению, формой работы являются конкурс-состязание «Аукцион профессий», в котором с удовольствием участвуют семьи детей. Экскурсии в заводской музей, производственные цеха, встречи с представителями разных профессий, концерты и поздравления работников завода в честь 8 марта, 23 февраля, Дня Победы — эти события — яркие и радостные события в жизни дошкольников. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Традиционный праздник для детей и родителей — День открытых дверей на заводе “Прогресс”, на котором родители имеют возможность познакомить детей со своим рабочим местом, показать результат своего труда.

Конспект занятия на тему: “Предприятия нашего города”

Задачи.

Образовательные. Сформировать первичные представления о заводах и фабриках города: название, выпускаемая продукция, товарный знак.

Развивающие. Развивать внимание, восприятие и наглядно-действенное мышление; развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; развивать речь.

Воспитательные. Формировать умение давать мотивированный ответ, учить ценить результаты труда, уважительно относиться к изготовителям товаров.

Материалы и оборудование. Карточки-картинки с изображением разной продукции, фотографии предприятий, наборы разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления (по количеству детей).

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

Ребята, сегодня мы поговорим о предприятиях нашего города Мичуринска. Как вы думаете, что такое предприятие? (Ответы детей).

Предприятие-это заводы, фабрики, на которых работают много людей разных профессий. Каждый завод выпускает свою продукцию. Скажите, пожалуйста, какие заводы и фабрики в нашем городе вы знаете? (Ответы детей.)

2. Основная часть.

Мичуринск — промышленный город. Здесь много заводов. На заводах трудятся тысячи горожан.

Приборостроительный завод “Прогресс” – одно из самых больших предприятий в городе, на нём работает очень много людей разных профессий. На этом заводе изготавливают различные приборы. (Слайд)

На хлебозаводе очень много цехов, где работают люди разных профессий: лаборанты, электрики, грузчики. А кто же главный здесь? Как называют людей, которые пекут хлеб? (Пекари.) Да, пекари. Они следят за тем, чтобы хлеб хорошо поднялся, испёкся, подрумянился. (Слайд)

В Мичуринске есть ещё много заводов: “Мичуринский локомотиворемонтный завод”, “Маслозавод”, “Мясоптицекомбинат”, и др. С ними мы познакомимся в другой раз.

3. Физкультминутка.

4Игра “Угадай товар”.

Воспитатель называет производителя, а дети показывают товар, который он выпускает. Например: кондитерская фабрика — кондитерские изделия (конфеты, печенье, вафли и т.п.); швейная фабрика – одежду (платье, пальто, брюки и т.д.);

хлебозавод – хлебобулочные изделия (хлеб, булка, торт и т.д.);

завод бытовой техники – бытовую технику (утюг, пылесос, холодильник и т.д.);

мебельный завод – мебель (стол, стул, диван и т.д.);

молокозавод – молочную продукцию (молоко, масло, сыр и т.д.);

обувная фабрика – обувь (туфли, сапоги, тапочки и т.д.).

5. Практическая часть (конструирование).

Я предлагаю вам построить из конструктора завод, на котором трудятся рабочие и производят детали для приборостроения.

6Итог занятия.

Что нового узнали на занятии?

О каких заводах вы узнали?

На каком из этих заводов вы хотели бы работать?

Конспект занятия на тему: “Продукция завода “Прогресс”

Задачи.

Образовательная:

познакомить детей с продукцией завода “Прогресс”;

формировать знания о профессиях работников завода, элементарные представления об общественной значимости той или иной профессии;

продолжить учить конструировать по собственному замыслу из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления.

Развивающая:

развивать логическое мышление.

Воспитательная:

воспитывать уважительное отношение, интерес, любознательность к людям разных профессий.

Оборудование: ноутбук для просмотра слайдов о заводе “Прогресс”, наборы разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления (по количеству детей).

Ход занятия

1. Вступительная беседа.

Мы с вами ходили на завод на экскурсию. Давайте вспомним, что мы видели?

На заводе большие цеха, в них много станков, и разного сложного оборудования.

Мы были в музее завода.

Нам показали столовую, в которой едят рабочие.

Есть своя типография, которая выпускает газету.

На заводе работает много людей разных профессий.

Какие профессии вы запомнили?

2. Основная часть.

Давайте поговорим с вами о продукции, которую выпускают на заводе.

На приборостроительном заводе “Прогресс” изготавливают приборы для самолетов, вертолетов, кораблей, для газонефтяных перекачивающих станций. Завод выпускает приборы для защиты нашей страны и для того, чтобы в каждом доме был газ и можно было заправить бензином автомобили.(показ слайдов)

3. Физкультминутка.

Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши,
Раз-два – поднялись,
Раз-два – руки вниз.

4. Практическая часть (конструирование).

Я предлагаю вам построить из конструктора станки, на которых трудятся рабочие и производят детали для приборостроения. (После выполнения работы дети играют с постройкой).

5. Итог занятия.

Экскурсия на приборостроительный завод “Прогресс”

Задачи.

Образовательная:

  • познакомить детей с историей завода “Прогресс”;
  • формировать знания о профессиях работников завода, элементарные представления об общественной значимости той или иной профессии;
  • познакомить дошкольников с прошлым предприятия “Прогресс”.

Развивающая:

  • развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику.

Воспитательная:

  • воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства;
  • предварительная работа: Ознакомительные беседы, подготавливающие детей к экскурсии: “История профессий”, “Профессии родителей”, “Предприятия нашего района”, чтение художественной литературы В.Маяковский “Кем быть?”, С.Михалков “А что у вас?”, “Наша улица”.

Ход занятия

1. Дети, сегодня мы совершим экскурсию на приборостроительный завод “Прогресс” г. Мичуринска. Давайте вспомним правила поведения во время экскурсии:

а) не разговаривать;

б) внимательно слушать экскурсовода;

в) по необходимости задавать вопросы;

г) быть терпимыми друг к другу.

2. Ребята, мы с вами находимся на Мичуринском приборостроительном заводе “Прогресс”.

О заводе и его истории нам расскажет начальник цеха.

Мичуринский завод “Прогресс” основан Министерством Авиационной промышленности в 1957 г. для производства приборов и элементов авиационной техники.

Предприятие располагает литейным и заготовительным производствами, включая штамповку и изготовление деталей из пластмассы, парком механообработки, цехом гальванопокрытий и покраски, намоточным и сборочным производствами, службами метрологии и контроля, цехом контрольных испытаний, инструментальным производством, техническими службами.

В настоящее время завод выпускает большое количество различных изделий, используемых практически на всех типах и видах летательных аппаратов, воздушного и наземного вооружения, производимых в России.

Другим направлением деятельности завода является разработка и выпуск гражданской продукции для газовой и энергетической отраслей. Товары гражданской продукции и народного потребления, выпускаемые заводом, являются дипломантами и лауреатами по программе “100 лучших товаров России”.

На заводе большие цеха, в них много станков, и разного сложного оборудования.

Есть своя типография, которая выпускает газету. В 1975 году открыт музей истории завода, который существует и сейчас.

На заводе работает много людей разных профессий: токарь, слесарь-сборщик, фрезеровщик, монтажник, конструктор, экономист и т.д.

3. Итог экскурсии.

Обобщающая беседа с кратким обзором всего того, что видели на экскурсии (понравилась ли экскурсия, что особенно запомнилось, выявление заинтересованности и желания пойти туда работать, когда станут взрослыми).

Оформить собранный материал на экскурсии в виде альбома с фотографиями или слайдовую презентацию.

Изготовление поделки “Ракета” техника оригами для заводского музея.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Труд строителя всем нужен

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать…

Ну а ты, кем хочешь стать?

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.

Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников.

Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.

И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

Понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

Познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

Были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

Учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.

Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.

Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности — детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.

Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы , которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них

  • Наглядные (живые образы), к которым относятся:
  • экскурсии
  • наблюдения
  • дидактические пособия
  • рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
  • просмотр видеозаписей
  • Словесные, которые включают:
  • художественное слово
  • рассказ воспитателя
  • беседы
  • малые фольклорные формы
  • проблемные ситуации
  • высказывания и сообщения
  • Практические – это:
  • трудовые поручения
  • игровые обучающие ситуации
  • сюжетно-ролевые игры
  • Игровые, к которым относятся:
  • дидактические игры
  • игровые упражнения
  • игры с правилами
  • словесные игры
  • игры-воображения
  • игры-шутки
  • сюжетно-ролевые игры
  • сюрпризные моменты

Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:

  • показ
  • объяснение
  • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
  • обсуждение труда и его результатов
  • оценка

Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!

Аннотация

Summary

At the present time the necessary focus in preschool educational organizations-career guidance.

Vocational preschoolers must begin with kindergarten, to explore the occupations of adults. Many teachers agree with this opinion, because at this time laid the foundations of motivation of children to the future profession.

Ключевые слова :

Профориентация дошкольников, профориентация, инновационных технологий, Министра образования и науки, раннюю профориентацию , дошкольных организациях , профессиональная ориентация дошкольников , разных профессий .

Keywords:

Grading of preschoolers, vocational guidance, innovative technologies, Minister of education and science, early orientation, preschools, professional orientation of preschoolers, different professions.

В нынешнее время необходимым направлением работы в дошкольных образовательных организациях является — профориентация.

Профориентация дошкольников должна начинаться именно с детского сада, для знакомства с профессиями взрослых. Многие педагоги согласны с этим мнением, так как в это время закладывается основы мотивации детей к будущей профессии.

В связи с популярностью введения инновационных технологий в процесс образования профориентацию возможно представить как проект.

При реализации этого проекта в дошкольных организациях необходимо обращать внимание именно на раннюю профориентацию в ДОО. Если спросить младшего школьника, кем бы он хотел быть, то можно услышать ответ: «как мама или как папа», так как большинство детей не знают названия профессий, но подражают во всем своим родителям. А ведь дети должны знать и понимать и по возможности ориентироваться в мире профессий и в вопросе: «для чего ему нужна та или иная профессия?».

И чтобы подросток не стоял « на пороге» выбора профессии, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал смысл выбранной или ориентированной профессии. Самая первая задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

В последнее время в дошкольных организациях не остаётся места в программном содержании для удиления этой проблеме, или его совсем мало. Либо вопрос рассматривается вскользь. Одна из причин данной проблемы отсутствие программ именно по профориентации детей младшего дошкольного возраста. Поэтому и возникают проблемы у выпускников школ при выборе будущей профессии и становления выпускника как личности в обществе.

Вопрос выбора профессии, в последнее время предоставлен родителям детей. При выборе профессии для своего ребенка, родители в большинстве своем, пологаются на свои связи или случайный случай финансовой возможности семьи. В конечном итоге, дети с неплохими результатами в учебе, а иногда и с определенными увлечениями, характерными той или иной профессии, не могут найти себе нужную профориентацию или не имеют возможности для обучения при выборе подходящей профессии.

Поэтому необходимо не забывать о том, что профориентация это прежде всего самореализация личности младшего школьника или выпускника в будущем. И даже тогда, когда у ребенка есть малейшее представление о будущей профессии, и если он определился с учебным заведением в котором хотел бы учиться это не значит что выбор сделан окончательно. Не последнюю роль в этой систематической цепи играет опыт работы и пребывание среди рабочих. Именно опыт помогает решить нравиться тебе выбранная профессия или нет. С уверенностью могу сказать, что фактически всегда представления о той или иной профессии не совпадают с реальностью. Поэтому добавив в содержание программ несколько часов сверху для изучения и знакомства с профориентацией поможет в недалеком будущем сориентироваться без особых усилий при выборе профессии.

Профориентация дошкольников – это одно из приоритетных в ближайшие годы проблем, решение которой повлечёт за собой тенденцию увеличения или положительного решения влияющих на качество выпускника.

А профессиональная ориентация дошкольников — это система определенных мероприятий, направленных на развитие будущих личностных особенностей, индивидуальных возможностей, наклонностей интересов, способностей и потребностей при выборе профессии во взрослом возрасте.

Уже сейчас многие трехлетние дети проявляет себя как личность. У них есть определённые формирующиеся способности, потребности склонности к той или иной деятельности. Опираясь на психологическое и педагогическое развития младшего дошкольного возраста мы имеем возможность спрогнозировать или спроектировать профессиональный рост в том или ином виде профессии.

Дав ребенку как можно больше информации, знаний в той или иной области деятельности, расширим кругозор и представления о выборе профессии.

В смысле преемственности по профориентации детский сад является первым и необходимым звеном в единой непрерывной системе образования.

Дошкольная организация – та самая необходимая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно детский сад подготавливает, знакомит и накапливает информацию о многообразии мира профессий влияющий на будущий выбор выпускника.

Профессиональная ориентация дошкольников – новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики и необходимое поле деятельности в этом направлении. Эту деятельность необходимо осуществлять при знакомстве со сказками или просмотре мультфильмов, посредствам общения со взрослыми и размещения информации в средствах печати. При учете нравственных качеств ребенка, его характера, воспитания и личных убеждений у ребенка сформируется система знаний о профессиях, а так же интересы и способности к разным видам деятельности.

К выбору будущей профессии нужно подходить систематически-деятельно и осмысленно. Для этого нужно знать и понимать кем работают родители дошкольника и минимально ориентироваться в мире разнообразных профессий. Необходимо знать и понимать специфику разных профессий и требования предъявляемые к человеку при выборе данной профессии. Не забывать интересоваться мнением детей при выборе его будущей профессии когда он вырастит.

Чем разнообразнее и богаче знания ребенка, тем легче ему сделать свой выбор в будущем, который определит его дальнейшую жизнь. У дошкольников все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.

Необходимая подготовка детей к выбору профессии связанна с не навязыванием мнения родителей о той или иной профессии, то есть кем он хочет стать, а в том чтобы дать ребенку личное право выбора и формирование собственного мнения. Все это осуществимо если облегчить выбор с помощью развития и поддержки творческих способностей и развития веры в свои силы. Чем больше приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать и ориентироваться в более старшем возрасте.

Например, если мой ребенок мечтает стать спасателем МЧС, то я его не отговариваю. Наоборот мы повсеместно с помощью игр и упражнений развиваем его желание и стремление к этой цели. То же самое советую другим родителям.

При общении с ребенком необходимо выяснить почему ему нравиться та или иная профессия, что привлекает его в ней, какими качествами и навыками нужно обладать чтобы работать в ней.

Одна из приоритетных задач детского сада и родителей направить детей в выборе профессии, что бы они смогли смело вступить в самостоятельную взрослую жизнь. Именно для этого нам необходимо приложить максимум усилий.

Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

Знали и понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – есть основа жизни;

Уважали и любили всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

Познакомились с миром разнообразных профессий, орудиями труда необходимыми при выполнении тех или иных действий и конечным результатом на выходе продукции;

Были готовы принимать непосредственное участие в разных видах трудовой деятельности;

Трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Решение данной проблемы возможно при соблюдении нескольких этапов:

Полная реализация в трудовой деятельности, за счет непосредственного участия ребенка в работе или через поручения.

Расширить содержание программы дошкольного образования по знакомству с разнообразным миром профессий.

Работа педагогов в ДОО по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых с помощью введения новых средств обучения;

Преемственность в данном направлении между всеми звеньями цепочки.

И так из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться по средствам совместной деятельности между педагогом, родителями и ребенком через систематическую, игровую, познавательную, продуктивную деятельности. Данный вид подхода направлен на развитие интереса у детей о разнообразии мира профессий.

Мир профессий в обществе –постоянно развивающаяся и меняющаяся система.

Личное отношение и становление в выборе будущей профессии определяется в обществе, которое охватывает и дошкольный период.

Большое влияние на детей оказывают взрослые со своим микроклиматом и информационные средства печати или телевиденье.

Знакомство с трудом взрослых — это значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. При этом дети расширяют и активизируют словарный запас, уточняют и систематизируют знания о видах профессии.

При ненавязчивом разговоре с детьми происходит развитие детского мышления, способность устанавливать причинно-следственные связи, формируется устойчивый интерес к труду взрослых.

При проявлении заинтересованности к детским вопросам, положительном отношении в разговоре, доброжелательности, способствует разкрепащенности ребенка.

Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в будущей профессии.

Задача, состоит в компитентностно-дифференцированном подходе развития каждого дошкольника в процессе обучения и воспитания при подготовке к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об обра- зовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ // Российская газета. – 2012 г. – 31 декабря

2. Приказ Министерства образования и науки Россий- ской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении фе- деральных государственных требований к условиям реализа- ции основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20 июля 2011 г. № 2151 // Российская газета. – 2011 г. – 21 ноября

3. Письмо Министерства образования и науки РФ «О реализации приказа Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151» от 17 ноября 2011 г. № 03-877

4. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.

Поделиться:

Оставьте комментарий

семь + 3 =