Бабушка и дедушка пример для подражания. Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании.

Главная » Бабушка и дедушка пример для подражания. Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании.

Киреева Мария Александровна Воспитатель ГБОУ ООШ №4 СП «детский сад «Жар-птица» Город Новокуйбышевск, Самарская область

Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребенка культуры поведения, дисциплинированности, честности и правдивости, скромности, доброжелательности.

Отец и мать, а также другие члены семьи формируют личность ребенка с самого раннего его возраста. Положительный результат возможен лишь при условии правильного воспитания, когда все взрослые члены семьи служат для своих детей образцом поведения.

Воспитывая детей в семье, взрослые не всегда осознают, что дошкольники проявляют особый интерес к окружающему миру. Ограничение же детей рамками семейной жизни сказывается на их общем развитии, не формирует личность ребенка.

Для нравственного развития детей важно, чтобы суждения близких им людей подтверждалось соответствующими делами. Ребенок впечатлителен и склонен к подражанию, он познает мир в конкретных образах. На их основе формируются первые обобщенные знания, представления.

Дети легко поддаются внушению. Поэтому взрослым членам семьи важно учитывать эти особенности. Например, не надо наказывать за то, что он изображает в игре что-то плохое, лучше подсказать ему хорошую игру.

Мать и отец — главные воспитатели своих детей. От них зависит насколько эффективно участие в воспитании дошкольника старших членов семьи – бабушек и дедушек.

Достойное поведение родителей в семье служит дошкольникам примером для подражания, формирует у них такие нравственные черты, как доброта, отзывчивость, заботливость.

Многие бабушки обладают большим жизненным опытом, но для воспитания детей главным является их нравственный облик. Доброта и справедливость, любовь к труду, ответственность за его хорошие результаты, честность и скромность – те качества, которыми должны обладать старшие члены семьи. От умения сочетать любовь к внукам с требовательностью к ним, привлекать детей к участию в интересных и полезных делах во многом зависит авторитет бабушек и дедушек. Они воспитывают внуков проявляя заботу о их здровье, физическом развитии.

У бабушек и дедушек больше терпения, чем у молодых родителей, больше мудрости в общении с малышами. В неполной семье мальчику особенно нужен дедушка, когда нет отца и бабушка, если нет мамы.

Часто молодые родители жалуются на то, что бабушки слишком балуют внуков, опекают во всем (из-за этого стремятся даже ограничить их общение) , старшие члены семьи считают, что молодежь плохо приучают детей к труду или слишком строго обращаются с детьми, не учитывая их возраста.

Укрепляет отношение родных проведение совместных праздников. Во многих семьях существуют традиции. Интересны и полезны для детей рассказы бабушек и дедушек о своем детстве. Хорошие традиции развиваются и поддерживаются молодыми родителями, которые проявляют при этом много фантазии и выдумки. Нередко старшее поколение сохраняет в доме семейные реликвии, время от времени их достают и показывают внукам. Такое общение важно для ребенка, оно углубляет его привязанность к семье, родным, способствует умственному и нравственному развитию.

В преддверии Дня защиты детей успешные омские бизнесмены и политики предстали в непривычной для публики роли — любимых и любящих дедушек. Об их теплых отношениях с внуками и внучками рассказывает специальный проект «БК».

Виктор Жарков,
генеральный директор торгового дома «Минск»,

дедушка Полины (4 года) и Егора (7 лет)

Егор родился 15 февраля — в День вывода войск из Афганистана. Теперь смеюсь, что он у меня отнял один праздник — я ведь сам «афганец». Семь лет назад с сослуживцами отмечал этот праздник, когда мне сообщили приятную весть. С тех пор Егорке говорю: ты везунчик, первый тост за твое появление на свет сказал Герой Советского Союза!

Полину, весеннюю девчонку, ждали с большим нетерпением. Мне хотелось узнать, каково это — быть дедушкой внучки. И скажу, что разница действительно ощущается. Если Егора я стараюсь воспитать настоящим мужчиной, то с -Полинкой могу не сдерживать эмоций — неограниченно дарю свою ласку и нежность. Мы с ней контактируем на каком-то совершенно особом уровне.

Мне кажется, что нельзя надолго доверять внучат бабушкам и дедушкам — иначе точно разбалуют -донельзя. Мне не хочется быть тем дедушкой, после которого внуки два дня не могут прийти «в норму». Стараюсь не перебарщивать с лояльностью — ведь с капризными ребятишками придется потом иметь дело моим же детям! Но все же я считаю, одна из моих задач — делиться с ними любовью.

Полинка еще маленькая, а вот Егор уже знает, кто такой Владимир Ильич Ленин. В первую очередь мне хочется воспитать в своих внуках чувство патриотизма, вложить знание истории, своих истоков. Этому не придают столь большое значение в нашей современной культуре, поэтому я стремлюсь дать это хотя бы своей семье.

Родители современных детей переживают, что их чада зависимы от техники , а меня, наоборот, пленяет их информированность и скорость мышления. Всегда с удовольствием слушаю своих внуков: они уже столько всего знают! Егор отлично разбирается в компьютерах и учит этому Полину. Оба обожают конструкторы. Полина к тому же отлично рисует. Любит играть в кубики. Не удивлюсь, если она станет архитектором!

Всегда стараюсь увидеться с внуками на выходных. Ездим за город отдыхать, гулять, играть в футбол. Нравится даже просто находиться с ними рядом и болтать.

Андрей Никитенко,
основатель новой русской деревни «Аз Градъ»,

дедушка Яромира (10 лет), Алены (5 лет) и Таисии (2 года)

Говорят, внуков любят сильнее. Это неправда. Для меня между детьми и внуками разницы нет. Моему младшему сыну 14, старшему внуку — 10, а дочери — семь. Дети растут вместе с внуками большой и дружной семьей. Бегает вокруг меня многоголосая шумная ватага. Хорошо!

Научил внука ездить на тракторе. Теперь он убирает снег, вывозит навоз, чистит территорию, а в свободное время катает ребятню. Внук рука об руку с младшим сыном колет дрова, таскает воду, поит и кормит скотину. Держим коров, коз, лошадей, кур. Даже зубру нашлось место среди наших четвероногих. Год назад Яромир сел на лошадь. Ездит без седла, как нормальный деревенский пацан.

Учу Яромира быть мужиком. Что это означает? Делать мужские дела и нести ответственность за свои поступки. Работать с душой, уважать старших, -заботиться о -младших и слабых. Прописные истины.

Стал дедом — и стал. Ничего сверхъестественного. Лишь появился еще один ребенок в семье. А потом и второй, и третий. Все — дети старшего сына. Теперь очередь среднего становиться отцом, ему 25. А там и младшие дети подрастут. Я за то, чтобы этот круговорот никогда не кончался.

Баловать внуков? Боже упаси. Я достаточно строг и с детьми, и с внуками. За успехи хвалю, за проступки ругаю. Порку ремнем никогда не практиковал, достаточно «рыкнуть» — и уже хвосты поджали… Ну а коли сделал свое дело хорошо — поощряю словом. «Молодец! Мужик!» -Разве настоящему парню нужны конфеты и пряники? Правильное слово гораздо весомее.

Единственный принцип воспитания — свой собственный пример. Все в деревне делаю своими руками. Мальчишки видят и пытаются повторить. Уже маленькие, а мужики. У каждого есть свой топорик, молоток, ножовка. Я дом построил, а они — будку для нашей азиатской овчарки Тары. И я доволен, и они, и собака.

Девочки больше времени проводят с бабушкой. С ранних лет перенимают у нее женские хитрости и маленькие секреты: как вкусный суп сварить да ровный шов на одежде положить. Я к девочкам не лезу. Но если вырастут и придут за советом, не откажу. А захотят плотницкому или столярному мастерству учиться — пожалуйста.

Пошли пацаны мои в мае купаться на озеро. Вода еще ледяная, гляжу — глаза у них по пятаку, кожа синяя, но не сдаются, лезут… Я их в подобных случаях не останавливаю, а только поощряю. «Вперед!» — говорю. Считаю так: чем больше впечатлений человек с раннего детства получит, чем больше на собственной шкуре испытает, тем шире и богаче будет его мир.

Семья — как дерево. Чем больше детей и внуков, тем шире крона, тем больше семян в землю упадет. Главное, чтобы не было гнилых веток. А если будут — рубить нещадно.

Равиль Бикбавов,
бывший генеральный директор ОАО «Омск-пригород»,

дедушка Тимура (24 года) и Алисы (14 лет)

Новость о том, что я впервые стал дедом, застала меня на работе. Трудно передать те чувства… Моя жена работала в Областной клинической больнице, где старшая дочь рожала Тимура, поэтому новоиспеченная бабушка первой взяла новорожденного на руки. Эмоции непередаваемы: родная кровинушка! Появление на свет Алисы через десять лет — та же радость, тот же неисчерпаемый интерес. Внуки — это особая радость, особая любовь. Они обогащают жизнь, вместе с ними мы молодеем.

Горжусь своим внуком. Тимур закончил бакалавриат в Лихайском университете (США), поступил в магистратуру Колумбийского университета в Нью-Йорке. Будет изучать спортивный менеджмент и планирует работать по этой специальности. Университет входит в десятку крупнейших учебных заведений мира, и я горд тем, что мой внук прошел туда по конкурсу. Он хорошо учится, две -недели стажировался в Кремниевой долине. Тимур планирует начать карьеру в Америке и, набравшись опыта, со временем перебраться в Россию. Кроме того, ему удалось добиться успехов в большом теннисе: долгое время он был капитаном сборной университета.

Когда Тимуру исполнилось три года, начал брать его с собой на работу. По воскресеньям водил его на соседнюю площадку играть в хоккей. С -маленькой внучкой тоже проводили много времени. И сегодня с Алисой часто общаемся. Тимур, когда он в Омске, частый гость в нашем доме. Вместе ходим на футбол: Тимур бегает с мячом по полю, я наблюдаю с трибуны болельщиков. Любим хоккей, болеем за наш «Авангард».

Банальная история: много работал и мало внимания уделял своими детям. Теперь стараюсь компенсировать это за счет внуков. Живем их радостями и победами. С удовольствием вожу внучку на дополнительные занятия по английскому и французскому, а также в художественную школу. Ее гравюра участвовала в международном конкурсе живописи и графики, который проходил в Минске, и заняла там первое место.

«Дед — наставник, пример для подражания, — считает мой внук . — Где-то поможет советом, где-то поделится опытом…» Помню, сам всегда смотрел на своего дедушку и поражался, как много он работает и сколько всего знает. Для меня быть дедушкой — огромное счастье. Я счастлив с момента рождения внуков. Быть рядом с ними, помогать — вот моя задача.

Учу внуков: нужно обязательно ставить перед собой цели и добиваться их. Тимур этой наукой овладел: согласитесь, не так просто русскому человеку приехать в Америку и поступить в университет, владея английским на уровне школы. Он целеустремленный парень и добьется своего. И Алиса взрослеет, стала серьезнее, с возросшим желанием занимается иностранными языками и во многом равняется на брата. Он для нее пример для подражания.

Внуки умнее нас. Очень хочется, чтобы их ум пошел в дело и они многого добились. Если у них сложится учеба, а потом и вся дальнейшая жизнь — большего счастья нам с женой и не надо.

Андрей Алехин,
руководитель фракции КПРФ в Заксобрании Омской области,

дедушка Максима (2 года) и Наташи (1,5 месяца)

Я счастливый дедушка: средняя дочь подарила мне двух прекрасных внуков.

Внуки пока малы. Совместных традиций у нас немного. В основном пока лишь гуляю с малышами: Максим играет на детской площадке, а Наташа разъезжает в своей коляске. Собственноручно спускаю «ландо» своей принцессы с седьмого этажа. Выезжаем на дачу. Максим бегает по грядкам и даже пытается помогать, а Наташа отсыпается на свежем воздухе.

Максим еще плохо говорит, но уже — как истинный будущий мужчина — увлечен автомобилями. «-Би-би» — его любимая игрушка. Растет спортивным мальчишкой.

Нет такой интриги, как раньше. Пол ребенка теперь и родителям, и деду с бабушкой становится известен заранее. Но и с рождением Максима, и с рождением Наташи у нас был большой семейный -праздник.
Обожаю обоих внуков! Очень занят на работе, потому и не удается проводить с ними столько времени, как хотелось бы. А очень хочется!..

Первой в свое время у меня родилась дочка. Мечтал, что и с внуками так же произойдет: первой на свет по-явится девочка. А вышло наоборот… Но сегодня имею уже полный набор, переживать не о чем!

Есть ли разница в статусе отца и деда? Конечно, есть. Как отец я полностью отвечал за своих детей. А у внуков есть родители. Хотя и я несу ответственность за них. Дети выросли, надо помогать и им, и внукам. Забот, конечно же, прибавилось. Но это приятные хлопоты.

Максим — парнишка веселый. За ним нужен глаз да глаз. Доставляет больше хлопот, потому что, в отличие от грудной внучки, бегает и требует постоянного присмотра. Ничего, скоро Наташа подрастет, и хлопот станет в два раза больше.

Пока Максим был один, его, конечно же, все баловали. И я в том числе. С появлением Наташи бОльшая часть внимания переключилась на нее. И даже возникают конфликты — Максим ревнует маму из-за того, что Наташу, а не его, купают первой.

Принцип воспитания внуков прост: воспитывают родители. Но я, конечно же, хочу, чтобы мои внуки выросли хорошими людьми. Чтобы Максим, как и я, занимался спортом. А Наташа еще слишком маленькая, потом уже будем смотреть…

Дедушка — помощник и спонсор. Поскольку мы сейчас временно живем все вместе, то в основном рядом с внуками их мама, бабушка и дядя (мой младший сын). Все бытовые заботы на них. А моя главная обязанность — зарабатывать деньги и обеспечивать любимое -семейство.

Геннадий Фридман,
президент ЗАО «Ф-Консалтинг»,

дедушка Марка (23 года), Антона (21 год), Василисы (16 лет) и Серафимы (14 лет)

Мой первый внук — Марк — появился на свет как раз в мой собственный день рождения. Такой вот отдельный подарок. Праздную я, значит, 23 года назад свой личный праздник с друзьями, мне звонок от сына: «Ну привет, дед». Мы тогда с бабусей, конечно, сплясали рок-н-ролл. Сейчас я так уже не могу, ха-ха! Но вообще, внуки для дедушек и бабушек — это всегда радость. А вот дедушки и бабушки для внуков… Это еще вопрос!

Лучшее воспитание внуков — быть достойным примером для подражания. Это вообще процесс, развивающийся во времени. Им, скорее, занимаются родители и социальные институты, я не считаю, что кто-то должен непосредственно что-то вкладывать. Лично я был очень самостоятельным с детства, и эта черта свойственна всем членам нашей семьи. Когда-то, будучи шестнадцатилетним, я взял зубную щетку и направился в Академгородок в ФМШ. О принимаемых решениях: на какой факультет поступать, где работать — я родителей информировал. Да иногда отсылал им свои грамоты и оттиски статей — они эти подарки, конечно, заслужили.

Наша с женой главная задача при посещении внуков в другом городе — накормить, загрузить холодильник и сводить в театр. Это наша коронная программа деда и бабуси!

Антон в прошлом году закончил университет в Москве, остался там жить и сейчас работает в Центро-банке. Он решил двигаться по юридической стезе. А девчонки пока школьницы, об их самоопределении говорить еще рано, хотя старшая вроде как поглядывает в сторону биохимии. Но это не факт — не всем так, как мне, везет с выбором на долгое время собственного пути (для меня это наука). Некоторым приходится менять профессии по ходу дела. Впрочем, и мне в конце концов пришлось.

Марк сам принял решение присоединиться к семейному бизнесу. «Дед и отец, конечно, меня направляли и давали советы, если я просил, но никогда не навязывали свою точку зрения», — объясняет он. Сначала Марк закончил Высшую школу экономики, затем — магистратуру во Французской бизнес-школе. Решал кейсы для международных компаний из разных стран. Когда пришла пора определяться — возвращаться на Родину или оставаться за границей, вознамерился сломать стереотип о том, что иностранцу сложно устроиться на постоянную работу, и добился своего — поступил на стажировку в отдел финансов в европейскую штаб-квартиру американской компании, одного из лидеров мирового фармацевтического рынка. После стажировки остался там работать еще на полгода, а затем и вовсе получил -приглашение на -постоянную работу. Но оставаться надолго не собирался, а тут еще и проблемы с продлением рабочей визы возникли — французы оказались нелояльно настроенными к русским, да и вообще не было речи о постоянной эмиграции. Теперь Марк занимается финансами уже в семейном холдинге. «Стремлюсь привнести в сложившийся уклад зарубежные технологии управления финансами и принятия решений на основе современных -IT-систем», — говорит он.

Проект: Анастасия Павлова, Марина Мисявичене, Елена Ярмизина

Фото: фотостудия PANAMA, из архива героев, журнала «БК»

1 октября мы воздаем дань уважения и любви старшему поколению — тем людям, кто создавал и защищал нашу страну, чей труд стал основой для того будущего, в котором мы сейчас живем. Администрация города Томска организовала проект «Письма старшему поколению», приуроченный ко Дню старшего поколения. В письмах ученики старших классов поздравили бабушек и дедушек с праздником и ответили на вопрос: за что я хочу сказать «спасибо» старшему поколению? Самые яркие адресные выдержки из писем мы с радостью публикуем.

Образец для подражания

Для меня старшее поколение — это в первую очередь образец для подражания. Это люди, которые связывают нас с историей, это ветераны труда и войны. Это те, кого нужно почитать и уважать. Ведь сколько всего сделали для нас наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки! 3а их плечами лежит огромный, непосильный труд — победа в Великой Отечественной войне. Невозможно даже вообразить, сколько пришлось пройти испытаний нашему старшему поколению во имя своей Родины. Это и кровопролитные бои, ради защиты любимой России , и нечеловеческий труд на заводах и фабриках. Нельзя выразить всю ту благодарность, которую мы испытываем по отношению к ветеранам Великой Отечественной войны. Не стоит забывать и о тех подвигах, которые бескорыстно, а лишь на благо своей страны, совершали наши бабушки и дедушки в послевоенное время. Они восстановили свою Родину, сделали огромнейший шаг в развитии экономики, культуры и образовании. Если бы не наше старшее поколение, то не было бы и нас, не было бы этого мирного неба над нашими головами, не было бы ничего того, что мы имеем сейчас. Безусловно, мы благодарны нашему старшему поколению за его неиссякаемую мудрость, огромный жизненный опыт и непосильный труд, ради того, чтобы на свете жили в радости и мире мы с вами.

Анна Зинченко , 8 «А» класс.

Я научилась у них не бояться трудностей!

Каждый год я уезжаю на всё лето к бабушке с дедушкой в деревню. Я вижу, как они трудятся. Очень часто вечером мы едим мороженое и разговариваем, так однажды бабушка рассказала мне, как она после окончания медицинского училища работала фельдшером в небольшой деревне. В медпункте она помогала заболевшим людям. Иногда ей приходилось отвозить пациентов в городскую больницу, до которой нужно было ехать шестьдесят километров. Летом проехать это расстояние было легко. Зимой приходилось очень трудно, мог подняться очень сильный буран и занести дорогу снегом, по которому мог проехать только трактор. Очень часто моей бабушке приходилось везти заболевшего человека на закрытых санях, прицепленных к такому трактору. Бабушка помогла очень многим людям справиться с болезнью. Сейчас она на пенсии, но все равно к ней иногда приходят соседи и просят измерить им давление или поставить укол.

Дедушка очень много рассказывает о том, как он работал инженерам и помогал в страду ремонтировать комбайны. Порой он сам садился за штурвал машины, чтобы успеть убрать хлеб вовремя.

Слушая их рассказы, я понимаю, что им пришлось преодолеть много трудностей, но они все равно остались веселыми и добрыми. Я хочу быть похожей на них делать хорошие дела и не бояться трудностей.

Валерия Реброва, 5 «А» класс.

Мой дед — уникальный человек!

Я хочу рассказать про своего деда Беглярова Анатолия Аршавировича. Он сочетает в себе честность, дружелюбие, отвагу и много других мужских замечательных качеств. Мой дед работает в компании «Томскбурнефтегаз » заместителем директора. Ему уже за 70, но он не может без работы. Он очень подтянутый и спортивный человек: выработал для себя специальный режим и занимается йогой. Дед свободно говорит на английском, испанском, грузинском и армянском языках. А сейчас он учит китайский. Я благодарен деду за то, что мне есть с кого брать пример!

Анатолий Кириченко , 7 «В» класс.

Горжусь своим дедушкой!

В судьбе каждого человека есть люди, которые влияют на его жизнь. Это люди, которые являются для тебя примером, к ним всегда можно обратиться за помощью, за советом. Они всегда тебя выслушают и поймут. В моей жизни такой человек есть. Это мой дедушка — Куликов Александр Дмитриевич. Он справедливый, мудрый и добрый, ведь у него большой жизненный опыт. За свою жизнь мой дедушка очень много трудился. У него две профессии: учитель и милиционер. Мой дедушка приехал в Томскую область из города Куртамыша Курганской области. Он работал учителем физкультуры. Именно поэтому он всегда следит за своим здоровьем, и до сих пор каждый день занимается физическими упражнениями. Затем дедушка работал в милиции. Он был настоящим милиционером! В селе Зырянском его знали все. В милиции он проработал много лет. Это была сложная, напряженная и зачастую очень опасная работа. После ухода на пенсию он не остался сидеть дома, а снова стал работать учителем физкультуры в техникуме. Всю свою жизнь дедушке приходилось общаться с людьми. И со всеми ему удавалось находить общий язык. Его слушались и уважали. И для меня дедушка стал самым лучшим другом! Я благодарна ему за всё: за то, что он научил меня читать, кататься на велосипеде и коньках. Он всегда меня понимает и поддерживает. Я очень люблю своего дедушку! Ведь он у меня самый лучший на свете! Я хочу поздравить его с этим прекрасным праздником — с Днём старшего поколения — и пожелать ему здоровья, счастья, долгих лет жизни и всего самого наилучшего!

Юлия Кашурина, 5 «А» класс.

Моя семья — мое богатство

1 октября в России отмечают Международный день пожилых людей. Но мне очень понравилось новое название праздника, которое вводится в Кузбассе «День уважения старшего поколения». В этот день мы должны, в первую очередь, низко поклониться нашему старшему поколению ветеранам, труженикам тыла, детям войны. Я считаю этот праздник не только праздником бабушек и дедушек, а, прежде всего, праздником прабабушек и прадедушек! Мне повезло, все мои родные достойны того, чтобы написать о них не только сочинение, а целую повесть. Может быть, став взрослым, я сумею это сделать, а пока расскажу о прабабушке, Ираиде Родик, которая старше всех в нашей семье Она — мать-героиня, ветеран труда, труженица тыла.

У моей прабабушки не было особых регалий и наград, но две юбилейные медали — 60 и 65 лет Победы в Великой Отечественной войне ей особенно дороги. Я очень люблю рассматривать эти медали: с одной стороны — золотая звезда, а с другой… слёзы, расставания, похоронки, голод и непосильный труд ради счастья. Слушая рассказы прабабушки о тяготах и лишениях, которые ей пришлось пережить, я часто думаю, как она смогла остаться таким замечательным, добрым и отзывчивым человеком? Ведь её сердце не очерствело, не стало равнодушным. Моя прабабушка обладает редким даром — она умеет радоваться мелочам. Всем, кто её окружает, а особенно внукам, правнукам и уже праправнукам, она дарит частичку тепла и любви. В доме моей прабабушки очень уютно и весело. Она никогда не бывает одна, к ней всегда приезжают родные, приходят односельчане. Она умеет слушать и сопереживать, всегда поддержит и поможет советом. Однажды, рассказав о своей нелёгкой судьбе, моя прабабушка услышала, как кто-то сочувственно произнёс: «Бедная ты, бедная!» «Разве я бедная, — улыбнулась она, — у меня шесть детей, тринадцать внуков, одиннадцать правнуков и два праправнука! Вот какая я богатая!» Я рассказал вам о своей прабабушке неслучайно. В наше непростое время представление о богатстве у многих иное. Но я прошу вас подумать о том, о чём порой думаю я в свои десять лет: а смогу ли я окружить себя таким количеством близких людей, которые будут любить и уважать меня так же, как мы любим и уважаем свою маму, бабушку, прабабушку и прапрабабушку. Не знаю, но я уверен, что если такое случиться, то я тоже назову себя богатым и очень счастливым человеком!

Дмитрий Митрошенко , 5 «А» класс.

«Мои любимые дедушки и бабушки».

Как-то давно, когда я пошла в первый класс, услышала рассказ от дедушки о том, как первоклассников 1950 года, к которым относился и мой дедушка, Константинов Олег Поликарпович, пожилая учительница попросила рассказать о своих дедушках и отцах.

Оказалось, что по два дедушки есть только у троих из тридцати первоклассников, по одному дедушки у четырнадцати, а отцов нет у девятнадцати учеников.

Учительница сказала первоклассникам того далёкого времени, что их дедушки и отцы погибли геройски, защищая нашу Родину, что ребята должны свято помнить их подвиги и плохими поступками не осквернять память о них. С тех пор прошло шестьдесят три года. За этот период не было страшных войн и всё же по два дедушки у моих сверстников почему-то большая редкость. Это очень странно.

Я, как очень немногие дети, испытываю чувство радости и гордости от того, что ощущаю огромную любовь и внимание двух дедушек и двух бабушек. Каждая беседа с любым из них вызывает нарастающий интерес к событиям прошлых лет, свидетелями или участниками которых стали милые и добрые мои дедушки и бабушки.

Иногда хочется представить себя в той или иной жизненной ситуации, в том далёком прошлом на их месте — сразу возникает вопрос — а как бы я поступила, а я бы могла так?

Вот мой старший по возрасту дедушка — Олег Поликарпович — относится к детям войны, он родился в 1944 году, мальчики и девочки его возраста практически не видели детства: нужно было восстанавливать разрушенные войной города и сёла, поэтому трудились все от мала до велика. Дети помогали по мере своих сил взрослым на строительстве, на колхозных полях, хватало работы и дома. Интересно слушать рассказы дедушки о том, как он учился в школе, как занимался спортом и сдал нормативы на золотой значок ГТО (готов к труду и обороне), как после окончания ремесленного училища строил дома в нашем городе, как на службе в армии в составе разведывательной роты защищал границу, был ранен, но не покинул поле боя.

Мой второй дедушка, Вячеслав Васильевич всегда был на страже порядка и охранял покой граждан. Он много раз рисковал жизнью, но никогда не падал духом. Формирование характера закладывается с детства, и мой дедушка старался преодолеть любые трудности в жизни: он очень хорошо учился, много трудился и никогда не знал, что такое лень или пустое провождение времени. И сейчас, на пенсии, он не ведёт праздный образ жизни, а продолжает работать.

Оба моих дедушки — это такие надёжные люди, это яркий пример для подражания: дедушки не употребляют алкоголь, не курят, не сквернословят. Они — опора в семье и источник мудрости. Они с достоинством идут по жизни, а подвиги их отмечены орденами и медалями. Я бы очень хотела в спутнике своей жизни видеть молодого человека, похожего на любого из моих дедушек.

Мои милые бабули — это бабушки Вали — у них одинаковые имена, и они очень схожи тем, что обе — прирождённые хранительницы домашнего очага. Их смысл жизни — это служение семье, детям и внукам. Вкусные торты, консервированные заготовки, пирожки и шанежки, идеальный порядок в доме — всё это дело рук моих бабушек. Рядом с внуками они стараются выглядеть моложе своих лет и мне так тепло с ними. Они мало рассказывают о себе, но морщинки на лице и натруженные руки говорят о том, что жизнь не была уж такой лёгкой.

О любом моём дедушке или бабушке можно рассказать очень много. Они — это частичка истории нашей Родины. Я понимаю, что между нами полоса времени в шестьдесят лет, но нас соединяет времён связующая нить, то есть родовая связь поколений. Мы должны любить наших бабушек и дедушек, пока они живы, а потом свято хранить память о них, как о нашем прошлом, потому что без прошлого нет будущего.

Так хочется, чтобы бабушки и дедушки в нашем городе не доживали свою жизнь, а жили счастливо, оберегаемые детьми и внуками. Если бы у меня была возможность поздравить пожилых людей с их праздником, я бы прочла им вот это стихотворение:

Пожилые люди, сердцем молодые, сколько повидали вы путей-дорог

Горячо любили и детей растили и надеждой жили — меньше бы тревог

Люди пожилые, матушка Россия вас не баловала легкою судьбой

Дай вам Бог покоя, чтобы над рекою солнце озаряло купол голубой.

Люди пожилые, вы во всём такие: отдаёте душу, опыт и любовь

Дорогому дому, миру молодому и всему, что сердце вспоминает вновь.

Люди пожилые, пусть года былые будут вам опорой — дети всё поймут

И поклон вам низкий от родных и близких и от всей Отчизны за бесценный труд!

Хочу рассказать историю моих родных: бабушки и дедушки, которые пережили войну, репрессии, голод, потери, но несмотря на это смогли выжить, выстоять, создать семью, вырастить детей и служить на благо своей стране.

В конце 30-х годов прошлого века на берегу реки Днепр жили две большие и дружные семьи. Семья Фризиных и семья Штанго. Сажали сады, разводили скот, поднимали колхоз и не никто не думал, что в один день все это рухнет. Но этот день настал в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война.

Эти две семьи, как и многие другие, были репрессированы. Стариков, женщин, и детей погрузили в эшелоны и отправили в бескрайние степи Казахстана. Все нажитое за долгие годы осталось там.

Мужчин и юношей погнали на «каторжные работы» в Сибирь. Поезд, в котором ехали женщины с детьми бомбили немецкие самолеты. Много людей погибло в пути.

Уже на территории Казахстана, на каждой станции высаживали по несколько немецких семей. Растерянные люди, без теплых вещей и без еды, без средств к существованию были вынуждены мириться со всем, что готовила им судьба. Так для советских немцев началась другая жизнь.

Они находили кров, но жить по три-четыре семьи в одной комнатушке было очень нелегко, а еще голод и тяжелая изнуряющая работа…

Но шла война. Вся страна работала для фронта. Елизавета Штанго оказалась в Совхозе Кызылкаинский, Актюбинской области. Работали по 14 — 16 часов в сутки. Пахали землю и сажали поля, пасли скот и косили траву, доили коров и строили базы, практически все было на плечах женщин, мужчины ведь были на фронте. Пайка хватало лишь на то чтобы кое как выкормить детей. В итоге Елизавета вскоре умерла от голода. Теперь ее дочерям пришлось выживать самим и не передать словами, сколько всего им пришлось пережить.

Семья Фризиных по дороге вся растерялась , кто-то погиб в бомбежке, кто то голодной смертью. Остался один сын Иван, который в это время в трудовом лагере строил железную дорогу в лесах Карелии. Только благодаря здоровому, молодому организму, Ивану удалось выжить. После демобилизации он отправился искать своих родных в Казахстан.

Тем временем, дочери Елизаветы Штанго свыклись с новой жизнью. Старшие вышли замуж. Одна умерла при родах, а другая уехала в соседнее село, младшая Лидия осталась совсем одна. Она все время бегала на могилу к матери и не знала как ей жить дальше.

Однажды одна добрая старушка взяла ее жить к себе в казахскую семью, где научила ее всему: как вести хозяйство, шить, вязать, готовить, а еще обучила ее казахскому языку.

Итак, жизнь продолжалась, так вышло, что Иван не нашел никого из своих родных и осел в первом попавшемся селе. где устроился скотником в одну казахскую семью, которая его приютила. Здесь он и встретил свою судьбу — ту самую девушку Лиду. Они полюбили друг друга и в 1950 году поженились.

Построили дом и стали жить. Лида рожала и воспитывала детей. Иван работал от зари до зари. Много трудностей им пришлось пережить, но они все преодолели. Они воспитали четырех сыновей и четырех дочерей.

Иван за добросовестный труд получил много наград. Вступил в ряды КПСС и стал кавалером Орденов Ленина и Трудового Красного знамени.

Сейчас они очень уважаемые люди. У них большая многонациональная семья. Они живут среди казахов, знают все их традиции и обычаи. Все дети и внуки говорят на казахском языке.

У них 14 внуков и 12 правнуков. А моя мама их младшая дочь.

Поделиться:

Оставьте комментарий

три × три =