Упражнения на развитие речи

Автор-составитель: Пуляева Ольга Сергеевна. воспитатель 1 ясельной группы МБДОУ №128 г. Мурманска.

Материал рекомендован для воспитателей групп раннего возраста.

Желаю поделиться из своего опыта работы некоторыми игровыми приемами и упражнениями по формированию речи. Данные упражнения возможно вводить в минутки здоровья на занятиях либо между ними.

Развитие речи детей раннего возраста.

Родное слово есть базой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Исходя из этого так принципиально важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.

В возрасте от 2 до 3 лет происходит большой скачок в развитии речи, внимании.

Дети, не взявшие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, поскольку обращение есть показателем достижений. Посредством речи ребёнок показывает своё знание либо незнание, умение либо неумение, согласие либо отрицание происходящего, высказывает свое отношение к происходящему.

Воспитателю группы раннего возраста нужно вести систематическую и целенаправленную работу по формированию речи воспитанников. Как раз ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания баз грамотной, четкой, прекрасной речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Исходя из этого задача обогащения словаря и активизации речи детей обязана решаться ежеминутно, ежесекундно, неизменно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Изучив методическую литературу, я осознала, дабы развить обращение ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Исходя из этого я использую целый арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.

Желаю поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, каковые я использую в своей работе по формированию речи.

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков верного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Цель. развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.Подуем на снежинку.

Вырезать из салфетки узкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, дабы снежинка слетела с ладони.

2. Бабочка летает.

Сделать совместно с ребенком бабочку из узкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.Плывет, плывет кораблик.

Упражнения на развитие речи

Налить в тазик либо ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Цель. развитие артикуляционного аппарата.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А на данный момент раздвинем губы

Посчитаем наши зубы.

Упражнение Хобот слоненка.

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну

Кроме того в случае если я утомлюсь,

Их тащить не прекращу.

Буду долго так держать,

Свои губы усиливать.

2. Игры по формированию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются замечательным средством воспитания верной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше начинается его обращение.

Мы идем по кругу, взгляни,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя довольно часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А позже, как аисты поднялись и молчок.

3. Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста весьма обожают играться в маленькие подвижные игры с забавными стихами, каковые весьма деятельно стимулируют развитие их речи. Чем радостнее и увлекательнее речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

К примеру, подвижные игры Гуси-гуси, У медведя во бору, Лохматый пес, Кот Васька.

4. Логоритмические игры с самомассажем.

На протяжении игр с самомассажем воспитатель читает стих, сопровождая слова движениями.

Лягушата поднялись, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам самую малость,

А позже, а позже грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там и мало по бокам,

Рукоплещут ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: Ква! Прыгать радостно, приятели.

5. Игры подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов либо фраз.

Наши уточки с утра Кря-кря-кря!, Кря-кря-кря!,

Наши гуси у пруда Га-га-га!, Га-га-га!,

Наши гуленьки вверху Гу-гу-гу!, Гу-гу-гу!

Наши курочки в окно Ко-ко-ко!, Ко-ко-ко!,

Упражнения на развитие речи

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет Ку-ка-ре-ку!

Произношение гласных звуков

— А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

— О-о-о (разболелся зуб,удивление).

— У-у-у (гудит поезд).

-И-и-и (жеребенок ржет).

Упражнения на развитие речи

Звуки произносятся на выдохе.

6. Пальчиковые игры .

Это неповторимое средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, постучали, потянули и открыли.

7. Игры с разными предметами и материалами.

Возможно применять разные круглые предметы, каковые хорошо катаются между ладонями.

(катаем грецкий орех либо любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком сыграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке дадим.

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

дабы карандаш не укатился.

Упражнения на развитие речи

Сперва одной рукой, позже другой.

Следовательно, крайне важно работать над развитием речи малышей, но так же нужно громадное внимание уделять умению детей раннего возраста общаться с окружающими, обучаться общаться, договариваться.

В заключение желаю сказать следующее, наши воспитанники самые мелкие в детском саду. Они еще мало что знают, не все знают и совсем немногое могут.

Ранний возраст по признанию экспертов всей земли это неповторимый период в жизни человека. Психологи именуют его возрастом нераскрытых резервов. Наша с вами задача сделать так, дабы ребенок прожил данный период жизни максимально полноценно.

Основное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, а также.

Я призываю Вас любите своих воспитанников и тогда они вырастут хорошими и умными.