Стиль педагогического общения

78. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Стиль педагогического общения

Педагогическое общение является совокупностью средств и способов, каковые позволяют реализовать цели и задачи воспитания, обучения и выяснить темперамент сотрудничества педагога и обучающихся.

Возможно выделить следующие стили педагогического общения (В.А. Кан-Калик).

Стиль педагогического общения

1. Общение, основанное на высоких опытных установках педагога, его отношениях к педагогической деятельности в целом. Наряду с этим в высшей школе интерес в общении стимулируется кроме этого и неспециализированными опытными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на базе дружбы. Оно предполагает энтузиазм неспециализированным делом. Педагог осуществляет функцию наставника, старшего товарища, участника учебной деятельности. Но наряду с этим нужно избегать панибратства. Особенно это относится молодых преподавателей, каковые не желают попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-расстояние представляет собой самый популярный тип педагогического общения. Наряду с этим во взаимоотношениях постоянно прослеживается расстояние во всех сферах. Подобный стиль формирует отношения преподаватель – ученики. Но это не свидетельствует, что ученики и преподаватель общаются как сверстники.

4. Общение-устрашение, являющееся негативной формой общения, антигуманной, вскрывающей педагогическую несостоятельность применяющего ее преподавателя.

Стиль педагогического общения

5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, каковые стремятся к популярности. Подобное общение снабжает лишь фальшивый, недорогой авторитет.

В большинстве случаев в педагогической практике присутствует сочетание стилей в той либо другой пропорции, в то время, когда господствует один из них.

Стиль педагогического общения

Из созданных в последние годы за границей классификаций стилей педагогического общения возможно выделить типологию опытных позиций преподавателей, которую внес предложение М. Тален.

Модель I – Сократ. При таком стиле преподаватель владеет репутацией любителя споров и дискуссий. Он намеренно провоцирует споры на занятиях. Наряду с этим наблюдаются индивидуализм, несистематичность в учебном ходе из-за постоянной конфронтации; ученики усиливают защиту собственных позиций, обучаются их отстаивать.

Стиль педагогического общения

Модель II – Начальник групповой дискуссии. Основным в учебно-воспитательном ходе считает достижение согласия и установление сотрудничества между школьниками, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия серьёзнее итога дискуссии.

Модель III – Мастер. Преподаватель представляется как пример для подражания, подлежащий абсолютному копированию. Наряду с этим копирование подразумевается не столько в учебном ходе, сколько в отношении к жизни по большому счету.

Модель IV – Генерал. Сторонится всякой неясности, выделено требователен, жестко добивается послушания, поскольку уверен, что неизменно и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен обязательно подчиняться отдаваемым распоряжениям.

Модель V – Менеджер. Стиль радикально ориентированных школ.

Стиль педагогического общения

Модель VI – Тренер. Атмосфера общения в классе окутана духом корпоративности. Модель VII – Гид. Воплощенный образ ходячей энциклопедии.