Способы разрешения межличностных конфликтов

Вопросы:
1. Особенности распрей между военнослужащими.
2. Методы разрешения межличностных распрей.

Способы разрешения межличностных конфликтов

Как правило межличностные конфликты прямо либо косвенно связаны с совместной деятельностью военнослужащих либо являются тяжёлые ситуации межличностных взаимоотношений.
Состав участников конфликтных обстановок может иметь разнообразную конфигурацию (солдат-солдат; солдат-офицер; офицер-офицер и т.д.). Но наиболее значительными с позиций их последствий являются две категории распрей, выделенных с учетом характера служебно- правового статуса их участников. Таковыми считаются конфликты по горизонтали (в то время, когда оппоненты равны между собой) и конфликты по вертикали (оппоненты являются соподчиненными лицами).
Сначала рассмотрим особенности межличностных распрей по горизонтали между военнослужащими по призыву. Данная разновидность распрей есть наиболее представительной (по доле от общего количества распрей в армейских коллективах). Второе серьёзное событие, являющееся следствием таких распрей, содержится в тяжести их последствий как для самих участников, так и для их окружения в целом.
Изучения военных психологов говорят о том, что в подразделениях, относительно неблагополучных по состоянию дисциплины и правопорядка, каждый день происходит до 10 распрей. Они появляются по разным обстоятельствам и протекают по-различному: из них более 38% — краткосрочные, около 40% длятся до нескольких недель. Каждый пятый конфликт может продолжаться с различной интенсивностью в течение месяца и более. Для успешной профилактики деструктивных распрей между военнослужащими данной категории принципиально важно знать их основные обстоятельства.
В большинстве случаев, конфликты в воинских коллективах смогут быть порождены целым комплексом обстоятельств, среди которых выделяют объективные и субъективные. Рассмотрим объективные обстоятельства и факторы распрей.
1. Недостаточная обеспеченность подразделения всем нужным для обычной жизнедеятельности и исполнения боевых задач. Это относится как к материальным, денежным и техническим средствам, так и к укомплектованности подразделений личным составом. Необходимость решения непосильных задач порождает конфликты.
2. Нарушения социальной справедливости при распределении материальных и духовных благ. Это относится не только больших материальных ресурсов, но и очередности заступления в наряды, равномерности служебной нагрузки, убытия в отпуск в наиболее эргономичный период, обоснованности выдвижения на вышестоящую должность, представления к призам, при поступлении в учебные заведения и т.п.
3. не сильный разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения межличностных противоречий, появляющихся во взаимоотношениях военнослужащих.
4. Субординационный тип взаимоотношений военнослужащих, продиктованный укладом воинской работы. Изучения военных психологов говорят о том, что наиболее конфликтными являются отношения по вертикали, особенно отношения между подчиненными и яркими главами.
5. Сложность и динамичность воинской деятельности. К примеру, на определенные временные отрезки (апрель — май и октябрь — ноябрь) приходится около 40% распрей между начальниками и подчиненными. Это связано, во-первых, с нарушением системы межличностных взаимоотношений, происходящих в следствии увольнения в запас одних воинов и призыва других, и, во-вторых, с разной требовательностью командиров к организации работы по большому счету и боевой подготовки, например, в конце учебных периодов.
6. Несоответствие нормативного (закрепленного уставом) характера взаимоотношений военнослужащих тому типу взаимоотношений, каковые появляются в ходе служебной деятельности. Время от времени конфликт есть одним из немногих способов, благодаря которому военнослужащий может обезопасисть свое преимущество, отстоять свои интересы.
7. Сложность социальной и опытной адаптации командиров к своему должностному статусу. В ходе изучений было распознано, что наиболее конфликтны первые 3-4 месяца нахождения начальника в новой должности.
Среди субъективных обстоятельств происхождения распрей возможно выделить управленческие и психологические.
Управленческие обстоятельства:
— принятие необоснованных либо ошибочных решений;
— излишняя опека либо подмена старшими главами младших в исполнении ими своих должностных обязанностей;
— не сильный забота некоторых начальников о престижности первичных командных должностей;
— несоответствие между средствами и функциями, каковые имеются в распоряжении у военнослужащего для исполнения этих функций;
— примерное равенство ряда категорий военнослужащих-глав по возрасту с подчиненными (диады офицер-прапорщик, сержант-солдат);
— недостаточная опытная подготовка ряда военнослужащих.
Психологические обстоятельства:
— существование в некоторых подразделениях противоречащих уставным требованиям традиций и обычаев, выражающихся в перекладывании отдельными воинами своих обязанностей на сослуживцев;
— низкая культура общения, грубость и нетактичность, нетерпимость к чужому точке зрения;
— рвение командира утвердить свой авторитет любой ценой;
— отрицательная установка на подчиненного, на начальника;
— напряженные, сложные взаимоотношения между военнослужащими (чем напряженнее межличностные отношения, тем чаще появляются конфликты между военнослужащими);
— предвзятое отношение некоторых глав к своим подчиненным;
— завышенная самооценка военнослужащего;
— рвение нечестным методом добиться лидерства в коллективе;
— негативизм в поведении отдельных военнослужащих;
— повышенная агрессивность и раздражительность;
— эмоциональная неустойчивость, излишняя тревога, низкое самоуважение.
Зная обстоятельства происхождения конфликтных обстановок в коллективе, офицер-начальник может стратегически верно организовать свою деятельность по профилактике конфликтных взаимоотношений среди военнослужащих. Главное внимание направляться сосредоточивать не на борьбе с зачинщиками либо инициаторами конфликта, а на поиске дорог разрешения противоречий, появляющихся в ходе сотрудничества воинов.
Статистический анализ, проведенный в воинских частях ВС РФ и ВВ МВД России, разрешил распознать следующие тенденции в данном вопросе.
Первое место среди обстоятельств распрей занимают оскорбления достоинства военнослужащих как физические, так и моральные. На их долю приходится фактически каждый третий конфликт между сержантами и солдатами.
Вторую позицию в перечне обстоятельств занимает борьба за более привлекательную социально- групповую роль в подразделении. Не секрет, что на солдат, которым достаются в итоге таковой борьбы роли козла отпущения, слабака, крайнего и т.д. выпадает львиная часть тяжести служебной нагрузки, черновых хозяйственных работ, а самое ужасное — моральных оскорблений и унижений личности. Данная обстоятельство имеет свои истоки в существующей системе неуставных взаимоотношений в подразделениях (частях), и привносится из неблагополучной молодежной среды призывниками с асоциальной направленностью.
На третьем месте находится обстоятельство, сущность которой сводится к неудовлетворительному качеству воинской деятельности. Это наиболее характерная обстоятельство распрей между нерадивыми солдатами и требовательными сержантами.
Предпосылки озвученных обстоятельств довольно часто кроются в психологической неготовности большинства солдат подчиняться своим сверстникам-сержантам, изюминках культуры взаимоотношений, не содействующей стремительному переключению с неформальных взаимоотношений на формальные, недостаточном балансе между обязанностями сержантского состава и возможностями их успешной реализации, низкой психолого-педагогической подготовке и недостатком социального опыта младших командиров и др.
Наровне с рассмотренными выше обстоятельствами межличностных распрей военнослужащих по призыву исследователи и практики (по большей части офицеры-командиры и офицеры по работе с личным составом) отмечают еще ряд: социально-психологическую несовместимость военнослужащих одного расчета, экипажа, отделения либо взвода; случаи межнациональной (религиозной) вражды; негативное лидерство отдельных военнослужащих и микрогрупп в подразделениях; физическое и моральное напряжение военнослужащих в некоторых частях по причине их большой неукомплектованности и др.
Самой тревожной тенденцией распрей с участием военнослужащих по призыву есть факт нарастания в них физического насилия, а также с применением оружия. По данной причине в армиях каждый год совершаются правонарушения и происшествия, гибнут и получают физические травмы (увечья) юные здоровые люди. Ведущим мотивом применения физического насилия военнослужащими по призыву есть рвение к самоутверждению, завоеванию авторитета в группе либо защите так себя от казарменного хулиганства и дедовщины.
Особенное место и значение в изучениях распрей военнослужащих разных категорий отводится конфликтам между офицерами. Это значение обуславливается тем фактом, что именно они составляют ядро и стержень армии и определяют ее качественное состояние. Исходя из этого с позиций функционального назначения ВС РФ как раз данный вид распрей есть наиболее ответственным. По данной проблеме проведены глубокие изучения военными психологами (А. Анцупов, А. Шипилов и др.), в ходе которых проанализированы более 1500 настоящих распрей в разных условиях жизнедеятельности (а также боевой) офицеров. Полученные по итогам этих изучений данные отражают ряд изюминок, характерных для межличностных распрей среди офицеров.
1. Содержательная черта распрей и их соотношение (в %):
— наиболее нередким есть конфликт, предметом которого выступает уровень качества исполнения задач совместной деятельности (15,3%);
— на втором месте находится конфликт, в базе которого лежит борьба против унижения достоинства (13,7%);
— следующим по частоте повторения (12,4%) следуют инновационные конфликты (отдельный тип конфликта, обстоятельством которого есть вопрос внедрения в публичные отношения определенных, доселе не используемых, новшеств);
— на четвертой позиции расположились конфликты, в базе которых борьба офицеров за более большой статус в коллективе (9,7%);
— большое число распрей имеет содержанием борьбу за честную оценку результатов деятельности (7,4%), честное распределение материальных благ и поощрений (6,1%), громадную самостоятельность в решениях и действиях (4,0%), за выдвижение на вышестоящую должность (2,8%) и др.
2. Оценка частоты распрей по вертикали, по диагонали и по горизонтали говорит о том, что наиболее нередким есть конфликт между главой и подчиненным.
В среднем по всем видам ВС РФ они составляют около 75% от общего числа распрей среди офицеров. Причем добрая половина из них приходится на конфликты между подчиненными и яркими главами, а 30% — между подчиненными и прямыми главами. Исследователи распознали фактически значимую тенденцию, сущность которой в следующем: возможность конфликта между офицерами, находящимися в отношениях подчиненности, при других равных условиях приблизительно в 3 раза выше, чем у офицеров, каковые в отношениях подчиненности не находятся.
3. Динамика частоты межличностных взаимоотношений распрей в зависимости от времени года.
Анализ динамики в течение года не разрешает выделить устойчивые тенденции. Но существуют относительно выраженные статические колебания в частоте распрей. Они выражаются в том, что наибольшее число распрей характерно для мая (10,9%), октября (10,4%), февраля (9,7%), мельчайшее — для июля (5,7%), декабря (5,8%) и августа (6,9%). Наиболее конфликтным временем года есть весна, а наименее — лето.
4. Продолжительность протекания распрей.
Конфликт, как мы знаем, имеет скрытые и открытые стадии своего развития. В ходе изучений оценивалась продолжительность открытой стадии, т.е. с момента инцидента и до момента полного либо частичного разрешения. В среднем значительно чаще конфликты между офицерами продолжаются до 3 месяцев (70%). В условиях боевой деятельности около 70% распрей продолжается не более семи дней.
5. Действие конфликта на степень разрешения несоответствия, лежащего в его основе.
Ученые-конфликтологи не зря считают конфликт функциональным методом разрешения противоречий социального сотрудничества. Анализ продемонстрировал, что в целом он выясняется достаточно результативным средством разрешения появляющихся между офицерами межличностных противоречий. Так, в 19,3% случаев распрей несоответствие разрешалось всецело, в 26,2% — по большей части и в 24,7% — частично. В итоге возможно констатировать тот факт, что межличностные конфликты офицеров более чем в 75% имеют конструктивное действие на устранение противоречий, лежащих в их основе.
6. Чаще всего применяемые методы борьбы в конфликте.
Оценка частоты и содержания способов борьбы, применяемых офицерами в межличностных конфликтах, дала следующие результаты: убеждение оппонента — 35%; критика оппонента — 31%; грубость по отношению к оппоненту — 24%; обращение за поддержкой к главам — 22%; обращения за поддержкой к общественности — 16%; невыполнение распоряжений (просьб) оппонента — 15%; добросовестное выполнение обязанностей как средство упрочнение своей позиции — 15%; угрозы оппоненту — 12%; обращение за поддержкой к сослуживцам — 12%; другие методы — 15%.
7. Зависимость частоты распрей от времени нахождения в должности офицеров-оппонентов.
Анализ динамики частоты распрей говорит о том, что в условиях повседневной воинской деятельности она имеет три фазы. Первая фаза длится в течение первых трех месяцев по окончании назначения на пост. Она характеризуется громаднейшей частотой распрей (до 3% каждый месяц). Вторая фаза длится от 3 месяцев до 2 лет нахождения офицера в должности (около 2% — каждый месяц). Третья фаза наступает по окончании 2 лет нахождения офицера в должности и характеризуется устойчивости понижением среднемесячной частоты распрей. В условиях боевой деятельности характер зависимости частоты конфликта от времени нахождения офицера в должности остается таким же, как и в мирных условиях. Но темпы их уменьшения многократно выше. Так, по окончании одного месяца нахождения в должности частота распрей падает более чем на порядок.
Существуют определенные этические правила, в соответствии с которыми организуется посредническая деятельность психолога при разрешении межличностных распрей.
Нейтральность по отношению к оппонентам. Психолог не пытается распознать правую и неправую сторону, плюсы либо минусы позиции каждого из участников. Свою деятельность он сооружает на базе объективного отношения к ситуации. Психолог не должен по каким-либо обстоятельствам зависеть от конфликтующих сторон.
Безоценочность позиции. Психолог не дает оценок действиям либо позициям оппонентов. Он подводит их к анализу и оценке того, как они действовали, что отстаивали, оказывает помощь прогнозировать решения и последствия.
Конфиденциальность. Каждая информация личного, а тем более интимного характера, полученная от участника конфликта, не может быть использована в ущерб ему либо передана другим лицам без его согласия.
Процедурный темперамент деятельности. Основная задача психолога — организовать процедуру дискуссии, ориентируя оппонентов на будущее. Содержание процесса зависит от участников.
Стимулирование сотрудничества. Психолог поощряет каждые шаги оппонентов, направленные на нормализацию взаимоотношений. Он побуждает их делать взаимные шаги навстречу друг другу. Этим обеспечивается переход участников дискуссии от конфронтации к договоренностям.
Работа с процессом, а не с решением. Психолог не несет ответственности за темперамент решений, а лишь за движение к этому решению.
Так, деятельность военного психолога по урегулированию конфликта содержится не только в способствовании решению проблемы, вместе с тем в оказании помощи психолога участникам, в которой реализуются элементы психодиагностики, консультирования и психотерапевтической работы.

Принципиальное значение, каким методом завершится конфликт, имеет выбор оппонентами стратегии выхода из него. Решающими для финала конфликта обычно становятся стратегии сотрудничества, выбираемые его участниками. Стратегия выхода из конфликта воображает основную линию поведения оппонента на его последнем этапе. Выделяют пять основных стратегий: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление.
Рассмотрим целесообразность применения данных стратегий.
Соперничество содержится в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Оно оправдано в случаях явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы, коллектива, а не для отдельной личности, микрогруппы; принципиальной важности финала борьбы для проводящего данную стратегию; отсутствии времени на уговоры оппонента.
Компромисс пребывает в жажде оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными. Компромисс есть чаще всего применяемой стратегией завершения распрей.
Приспособление либо уступка рассматривается как вынужденный либо добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы. Это возможно осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших взаимоотношений с оппонентом, сильная зависимость от него, незначительность неприятности. Помимо этого, к такому выходу из конфликта приводит большой ущерб, полученный в ходе борьбы, угроза еще более важных негативных последствий, отсутствие шансов на позитивный финал, давление третьей стороны. В некоторых обстановках посредством уступки реализуется принцип три Д — дай дорогу дураку.
Уход от решения проблемы либо избегание есть попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат. Изюминкой данной стратегии поведения есть то, что оппонент переходит к ней по окончании неудачных попыток реализовать свои интересы посредством активных стратегий. Фактически, разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Избегание используется при отсутствии сил и времени для решения несоответствия, рвении выиграть время, наличии трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему по большому счету.
Сотрудничество считается наиболее действенной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение неприятности, рассмотрение другой стороны не как соперника, а как союзника в поиске решения. Наиболее действенно в обстановках сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих проигнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников.
Вышеописанные стратегии определяются многими экспертами как частные методы завершения распрей, а в более неспециализированном замысле выделяют два основных:
а) силовое подавление одной из сторон;
б) переговоры сторон.
Силовое подавление являетсят продолжением применения стратегии соперничества. В этом случае сильная сторона добивается своих целей, отказа оппонента от первоначальных требований. Уступившая сторона делает требования оппонента либо приносит извинения за допущенные недостатки в деятельности, поведении либо общении. В случае если же стороны знают, что неприятность серьёзна для каждой из них, и она стоит того, дабы ее решить с учетом обоюдных интересов, то они применяют путь переговоров.
Разрешение распрей как динамический процесс включает в себя ряд взаимообусловленных этапов: анализ и оценку ситуации; выбор метода; построение и реализацию замысла действий, и анализ их эффективности. Рассмотрим содержание данных этапов.
Анализ и оценка ситуации (аналитический этап) предполагает сбор информации, ее первичную обработку и оценку. Анализу должны быть подвергнуты следующие компоненты конфликтной ситуации:
— объект конфликта (материальный либо совершенный; делим либо неделим; может ли быть изъят либо заменен; какова его доступность для каждой из сторон);
— оппонент (информацию о нем, его психологические особенности; отношения оппонента с управлением; возможности по усилению своего ранга; его цели, интересы; правовые и нравственные базы его требований; действия в конфликте, ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем — нет и др.);
— личная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная базы требований, их аргументированность; ошибки; возможность их признания и др.);
— обстоятельства и яркий предлог, приведшие к конфликту;
— социальная среда (обстановка в организации, социальной группе; какие конкретно задачи решает организация, оппонент, как конфликт воздействует на них; кто и как поддерживает каждого из оппонентов; какова реакция управления, общественности, подчиненных, если они имеется у оппонентов; что им известно о конфликте);
— вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент принимает конфликтную обстановку, как он принимает меня, мое представление о конфликте и т.д.).
На аналитическом этапе процесса разрешения наиболее серьёзным есть получение адекватной (беспристрастной) информации. Ее источниками, в большинстве случаев, являются: индивидуальные наблюдения за обстановкой и участниками; беседы со всеми участниками, свидетелями и окружающими.
По окончании анализа и оценки исходной информации нужно спрогнозировать вероятные варианты (финалы) развития конфликтной ситуации. Существует пара вариаций прогноза:
а) с учетом независимого развития ситуации;
б) с учетом вмешательства в обстановку заинтересованных сторон;
в) при наиболее благоприятном развитии событий;
г) при наименее благоприятном;
д) наиболее возможное ее развитие.
С учетом анализа и прогноза определяются методы разрешения конфликта.
Для конструктивного разрешения нужно выяснить качественные критерии оценки результативности. Критерии должны в равной степени устраивать все стороны (участников) конфликта. Практика разрешения говорит о том, что оптимальными из них являются: сложившиеся традиции и внутригрупповые нормы; правовые нормы (законы) и нравственные правила; вывод авторитетных лиц; прецеденты решений обычных неприятностей и др.
Наиболее сложным и динамическим этапом есть деятельность субъектов по реализации замысла разрешения конфликта. Она осуществляется на базе выбранного метода (способов), но в ходе вероятны и трансформации как самого метода, так и коррекция замысла действий при трансформации основополагающих черт элементов структуры конфликта.
В ходе реализации намеченного замысла действий нужен контроль их эффективности.
По завершении конфликта нужно провести анализ ошибок; обобщить полученные знания и опыт; постараться нормализовать отношения с недавним оппонентом; снять неудобство в отношениях с окружающими; минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственном состоянии, деятельности и поведении.

Способы разрешения межличностных конфликтов

Методические советы
Во вступительном слове к лекции нужно выделить, что, по данным изучений, социальные конфликты в условиях Армии являются одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на психологию воинского коллектива.
При изучении первого учебного вопроса направляться сосредоточиться на изюминках распрей между военнослужащими, назвать их основные обстоятельства, раскрыть сущность распрей по горизонтали и по вертикали.
Разглядывая второй учебный вопрос, принципиально важно ознакомить слушателей с основными стратегиями поведения в конфликтной ситуации, и дать практические советы по выходу из них.
К проведению занятия кроме этого возможно привлечь штатного психолога части.

Рекомендуемая литература:
1. Анцупов А. Шипилов А. Конфликтология: — СПб. Питер, 2007.
2. Анцупов А. Социально-психологические аспекты неприятности предупреждения и разрешения межличностных распрей во взаимоотношениях офицеров. — М. ГАВС, 1992.
3. Барабанщиков А. Давыдов В. Конюхов Н. Феденко Н. Методика изучения неприятностей военной педагогики и психологии. — М. ВПА, 1987.
4. Караяни А. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных армий в локальных военных конфликтах: — М. 1998.
5. Корчемный П. Психические состояния личного состава в экстремальных обстановках и управление ими // Гуманизация взаимоотношений военнослужащих: разрешение распрей и психотерапия. — М. ВУ, 1995.

Способы разрешения межличностных конфликтов

Подполковник Евгений КАНЫГИН.
Подполковник Андрей КИСЕЛЕВ,
адъюнкты кафедры морально-психологического обеспечения Военного университета МО РФ

Ориентир 12. 2013