Методы исследования психологии

Психология, как и каждая другая наука, имеет свои способы. Способы научных изучений — это приемы и средства, благодаря которым получают сведения, нужные для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, как применяемые ею способы идеальны, как они надежны и верны. Все это справедливо и по отношению к психологии.

Явления, изучаемые психологией, так сложны и многообразны, так тяжелы для научного познания, что в течении всего развития психологической науки ее удачи конкретно зависели от степени совершенства используемых способов изучения. Психология выделилась в независимую науку только в середине ХIХ в. исходя из этого она частенько опирается на способы других, более ветхих наук — философии, математики, физики, физиологии, медицины, биологии и истории. Также психология применяет способы современных наук, таких как информатика и кибернетика.

направляться выделить, что каждая независимая наука имеет лишь ей присущие способы. Такие способы имеется и у психологии. Все они смогут быть поделены на две основные группы: субъективные и объективные.

Субъективные способы основываются на самооценках либо самоотчетах испытуемых, и на мнении исследователей о том либо другом замечаемом явлении либо взятой информации. С выделением психологии в независимую науку субъективные способы взяли первостепенное развитие и продолжают совершенствоваться в настоящее время. Самыми первыми способами изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Способ наблюдения в психологии есть одним из самых ветхих и на первый взгляд наиболее несложных. Он основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в простых жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и правильное описание замечаемых явлений, и их психологическое толкование. Как раз в этом содержится основная цель психологического наблюдения: оно должно, исходя из фактов, раскрыть их психологическое содержание.

Наблюдение — это способ, которым пользуются все люди. Но научное наблюдение и наблюдение, которым пользуется большая часть людей в повседневной жизни, имеют ряд значительных различий. Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на базе определенного замысла с целью получения объективной картины. Следовательно, научное наблюдение требует особой подготовки, в ходе которой приобретаются особые знания и содействующие объективности психологической интерпретации качества.

Наблюдение может проводиться в разнообразных вариантах. К примеру, достаточно активно используется способ включенного наблюдения. Данный способ употребляется в тех случаях, в то время, когда психолог сам есть ярким участником событий. Но в случае если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и познание события возможно искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, что разрешает более объективно делать выводы о происходящих событиях. Включенное наблюдение по своему содержанию весьма близко к другому способу — самонаблюдению.

Методы исследования психологии

Самонаблюдение. т. е. наблюдение за своими переживаниями, есть одним из специфических способов, используемых лишь в психологии. направляться подчернуть, что данный способ кроме преимуществ владеет целым рядом недостатков. Во-первых, замечать свои переживания весьма тяжело. Они либо изменяются под влиянием наблюдения, либо совсем прекращаются. Во-вторых, при самонаблюдении весьма тяжело избежать субъективизма, потому, что наше восприятие происходящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении тяжело выразить кое-какие оттенки наших переживаний.

Однако, способ самонаблюдения крайне важен для психолога. Сталкиваясь на практике с поведением других людей, психолог пытается осознать его психологическое содержание, обращается к своему опыту, а также и к анализу своих переживаний. Исходя из этого, чтобы удачно работать, психолог должен обучиться объективно оценивать свое состояние и свои переживания.

Методы исследования психологии

Самонаблюдение довольно часто используется в условиях опыта. В этом случае оно получает наиболее правильный темперамент и его принято именовать экспериментальным самонаблюдением. Характерной чертой его есть то, что опрос человека проводится при точно учитываемых условиях опыта, в те моменты, каковые наиболее интересуют исследователя. В этом случае способ самонаблюдения частенько употребляется совместно с способом опроса.

Опрос представляет собой способ, основанный на получении нужной информацим от самих обследуемых методом вопросов и ответов. Имеется пара вариантов проведения опроса. Любой из них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и вольный.

Устный опрос. в большинстве случаев, используется в тех случаях, в то время, когда нужно вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Данный вид опроса разрешает глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, потому, что вопросы, задаваемые исследователем, смогут корректироваться в ходе изучения в зависимости от изюминок поведения и реакций испытуемого. Но данный вариант опроса требует больше времени с целью проведения, и наличия особой подготовки у исследователя, потому, что степень объективности ответов частенько зависит от поведения и личностных изюминок самого исследователя.

Письменный опрос разрешает охватить большее количество людей за относительно маленькое время. Наиболее распространенная форма данного опроса — анкета. Но ее недостатком есть то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на ее вопросы и поменять в ходе изучения ее содержание.

Вольный опрос — разновидность письменного либо устного опроса, при котором список задаваемых вопросов заблаговременно не определяется. При опросе данного типа возможно достаточно гибко поменять тактику и содержание изучения, что дает возможность приобрести разнообразную данные об испытуемом. Одновременно с этим обычный опрос требует меньше времени и, что самое основное, полученная информация о конкретном испытуемом возможно сопоставлена с информацией о другом человеке, поскольку в этом случае список вопросов не изменяется.

Попытки количественной оценки психологических явлений стали предприниматься начиная со второй половины ХIХ в. в то время, когда появилась необходимость сделать психологию более правильной и нужной наукой. Но еще раньше, в 1835 г. вышла в свет книга создателя современной статистики А. Кетле (1796—1874) Социальная физика. В данной книге Кетле, опираясь на теорию возможностей, продемонстрировал, что ее формулы разрешают найти подчиненность поведения людей некоторым закономерностям. Анализируя статистический материал, он взял постоянные величины, дающие количественную чёрта таких человеческих актов, как вступление в брак, суицид и др. Эти акты ранее считались произвольными. И не смотря на то, что сформулированная Кетле концепция была неразрывно связана с метафизическим подходом к публичным явлениям, она вносила ряд новых моментов. К примеру, Кетле высказал идею о том, что в случае если среднее число есть постоянным, то за ним обязана стоять действительность, сопоставимая с физической, благодаря чему делается вероятным предсказывать разнообразные явления (а также и психологические) на базе статистических законов. для познания этих законов безнадежно изучать каждого человека в отдельности. Объектом изучения поведения должны быть громадные массы людей, а основным способом — вариационная статистика.

Уже первые значительные попытки решить проблему количественных измерений в психологии разрешили открыть и сформулировать пара законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических единицах стимулами, влияющими на организм. К ним относятся законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера, Стивенса, воображающие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между ощущениями человека и физическими стимулами, и относительный и полный пороги ощущений. Потом математика обширно вошла в психологические изучения, что в определенной степени повысило объективность изучений и содействовало превращению психологии в одну из наиболее целесообразных с практической точки зрения наук. Широкое внедрение математики в психологию выяснило необходимость разработки способов, разрешающих многократно проводить однотипные изучения, т. е. потребовало решить проблему стандартизации процедур и методик.

Основной суть стандартизации содержится в том, что для обеспечения мельчайшей возможности ошибки при сравнении между собой результатов психологических обследований двух людей либо нескольких групп нужно в первую очередь обеспечить применение однообразных способов, стабильно, т. е. независимо от внешних условий, измеряющих одну и ту же психологическую чёрта.

К числу таких психологических способов относятся тесты. Его популярность обусловлена возможностью получения правильной и качественной характеристики психологического явления, и возможностью сопоставить результаты изучения, что прежде всего нужно для решения практических задач. От других способов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, и психологической интерпретацией взятых результатов.

Принято выделять пара вариантов тестов: тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты.

Тест-опросник как способ основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, каковые разрешают взять точную и надежную данные о наличии либо выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на базе количества ответов, совпавших по своему содержанию с понятием о ней. Тест-задание предполагает получение информации о психологических чертях человека на основании анализа успешности исполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определенный список заданий. Количество выполненных заданий есть основанием для суждения о наличии либо отсутствии, и степени развития у него определенного психологического качества. Большая часть тестов по определению уровня умственного развития относится как раз к данной категории.

Одну из самых первых попыток создать тесты сделал Ф. Гальтон (1822— 1911). На Интернациональной выставке в Лондоне в 1884 г. Гальтон организовал антропометрическую лабораторию (в будущем переведенную в Южно-Кенсингтонский музей в Лондоне). Через нее прошло свыше девяти тысяч испытуемых, у которых измерялись наровне с ростом, весом и т. д. разные виды чувствительности, время реакции и другие сенсомоторные качества. Тесты и статистические способы, предложенные Гальтоном, в будущем взяли широкое использование для решения практических вопросов жизни. Это было началом создания прикладной психологии, взявшей наименование психотехника.

В 1905 г. французский психолог А. Вине создал один из первых психологических тестов — тест для оценки интеллекта. В начале ХХ в. французское правительство поручило Бине составить шкалу интеллектуальных свойств для школьников, с тем дабы применять ее для верного распределения школьников по ступеням обучения. Потом разными учеными создаются целые серии тестов. Их направленность на своевременное решение практических задач обусловила стремительное и широкое распространение психологических тестов. К примеру, Г. Мюнстерберг (1863—1916) внес предложение тесты для опытного отбора, каковые создавались следующим образом: первоначально они проверялись на группе рабочих, достигших отличных показателей, а после этого им подвергались снова принимаемые на работу. Разумеется, что предпосылкой данной процедуры служила мысль взаимозависимости между психическими структурами, нужными для успешного исполнения деятельности, и теми структурами, благодаря которым испытуемый справляется с тестами.

В период Первой Мировой применение психологических тестов купило массовый темперамент. Сейчас США деятельно подготовились к вступлению в войну. Но они не имели для того чтобы военного потенциала, как другие воюющие стороны. Исходя из этого еще до вступления в войну (1917 г.) военные власти обратились к наибольшим психологам страны Э. Торндайку (1874—1949), Р. Йерксу (1876—1956) и Г. Уипплу (1878—1976) с предложением возглавить решение проблемы применения психологии в военном деле. Американская психологическая ассоциация и университеты быстро развернули работу в этом направлении. Под управлением Йеркса были созданы первые групповые тесты для массовой оценки пригодности (по большей части по интеллекту) призывников к работе в разных родах армий: армейский тест альфа для грамотных и армейский тест бета для неграмотных. Первый тест был похож на вербальные тесты А. Бине для детей. Второй тест складывался из невербальных заданий. Были обследованы 1 700 000 солдат и около 40000 офицеров. Распределение показателей делилось на семь частей. В соответствии с этим по степени пригодности испытуемые делились на семь групп. В первые две группы входили лица с самыми высокими свойствами к выполнению обязанностей офицеров и подлежащие направлению в соответствующие военные учебные заведения. Три последующие группы имели среднестатистические показатели свойств исследуемой совокупности лиц.

В это же время разработка тестов как психологического способа осуществлялась и в России. Развитие данного направления в отечественной психологии того времени связано с именами А. Ф. Лазурского (1874—1917), Г. И. Россолимо (1860—1928), В. М. Бехтерева (1857—1927) и П. Ф. Лесгафта (1837—1909).

Сейчас тесты — это наиболее обширно применяемый способ психологического изучения. Все же нужно отметить тот факт, что тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методиками. Это обусловлено громадным разнообразием тестовых методик. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, к примеру тесты-опросники. При исполнении данных тестов испытуемый может сознательно либо неосознанно воздействовать на итог тестирования, особенно если он знает, как будут интерпретироваться его ответы. Но существуют и более объективные тесты. К их числу в первую очередь нужно отнести проективные тесты. Данная категория тестов не применяет самоотчеты испытуемых. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем делаемых испытуемым заданий. К примеру, по наиболее предпочтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. В других случаях испытуемому предъявляют картины с изображением неизвестной ситуации, по окончании чего психолог предлагает обрисовать события, отраженные на картине, и на базе анализа интерпретации испытуемым изображенной ситуации делается вывод об изюминках его психики. Но тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню опытной подготовки и опыту практической работы психолога, и требуют наличия высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого.

Методы исследования психологии

Объективные данные возможно взять посредством опыта — способа, основанного на создании неестественной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается оптимальнее . Главным преимуществом опыта есть то, что он разрешает надежнее других психологических способов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно растолковать происхождение явления и его развитие. Имеются две основные разновидности опыта: лабораторный и естественный. Они отличаются друг от друга условиями проведения опыта.

Лабораторный опыт предполагает создание неестественной ситуации, в которой изучаемое свойство возможно оптимальнее оценено. Естественный опыт организуется и проводится в простых жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в движение происходящих событий, фиксируя их такими, какие конкретно они имеется. Одним из первых способ естественного опыта начал использовать русский ученый А. Ф. Лазурский. Данные, получаемые в естественном опыте, оптимальнее соответствуют обычному жизненному поведению людей. Но направляться иметь в виду, что результаты естественного опыта не всегда правильны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. С данной точки зрения лабораторный опыт побеждает в точности, но наряду с этим уступает в степени соответствия жизненной ситуации.

Еще одну группу способов психологической науки образуют способы моделирования. Их направляться отнести к независимому классу способов. Они используются, в то время, когда применение других способов затруднено. Их изюминкой есть то, что, с одной стороны, они опираются на определенную данные о том либо другом психическом явлении, а, иначе, при их применении, в большинстве случаев, не нужно участия испытуемых либо учета настоящей ситуации. Исходя из этого бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных либо субъективных способов.

Модели смогут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т. д. В математическом моделировании применяют математическое выражение либо формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлениях. Техническое моделирование предполагает создание прибора либо устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на применении для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, используемой в математической логике.

Развитие компьютеров и ПО для них дало толчок к моделированию психических явлений на базе законов работы ЭВМ, поскольку оказалось, что мыслительные операции, применяемые людьми, логика их рассуждений при решении задач близки к операциям и логике, на базе которых работают компьютерные программы. Это стало причиной попыткам представить и обрисовать поведение человека по аналогии с работой компьютера. В связи с этими изучениями стали весьма известны имена американских ученых д. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама, и российского психолога Л. М. Веккера.

Кроме указанных способов существуют и другие методики изучения психических явлений. К примеру, беседа — вариант опроса. От опроса способ беседы отличается большей свободой проведения процедуры. В большинстве случаев, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и изюминок испытуемого. другим способом есть способ изучения документов, либо анализ деятельности человека. направляться иметь в виду, что наиболее действенное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении разных способов.

Мы не будем детально разглядывать историю отечественной психологии, но остановимся на важнейших этапах ее развития, потому, что психологические школы России в далеком прошлом снискали заслуженную славу во всем мире.

Особенное место в развитии психологической мысли в России занимают труды М. В. Ломоносова. В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое познание ощущений и идей, говорит о первичности материи. Особенно ярко эта мысль была отражена в его теории света, которая потом была дополнена и развита Г. Гельмгольцем. Согласно точки зрения Ломоносова, нужно различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние появляются из соотношения умственных свойств и страстей. Со своей стороны, источником страстей он считает действия и страдания человека. Так, уже в середине ХУIII в. были заложены материалистические базы отечественной психологии.

Становление отечественной психологии происходило под влиянием французских просветителей и материалистов ХУIII в. Это влияние четко заметно в работах Я. П. Козельского и психологической концепции А. Н. Радищева. Говоря о научных работах Радищева, нужно выделить, что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.

У нас в стране психология как независимая наука начала развиваться в ХIХ в. Громадную роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А. И. Герцена, который сказал о деянии как значительном факторе духовного развития человека. направляться подчернуть, что психологические воззрения отечественных ученых во второй половине ХIХ в. в значительной мере противоречили религиозной мнению на психические явления.

Одной из наиболее броских работ того времени явилась работа И. М. Сеченова Рефлексы головного мозга. Эта работа внесла большой вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. направляться подчернуть, что Сеченов был не только физиологом, чьи труды создали естественнонаучную базу для современной психологии. Сеченов с ранней юности увлекался психологией и, согласно точки зрения С. Л. Рубинштейна, был наибольшим русским психологом того времени. Сеченов-психолог не только выдвинул психологическую концепцию, в которой выяснил предмет научного познания психологии — психические процессы, но и оказал важное влияние на становление в России экспериментальной психологии. Но, пожалуй, громаднейшее значение его научной деятельности содержится в том, что она повлияла на изучения В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.

Труды Павлова имели огромное значение для всемирный психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции а также направления, а также бихевиоризм.

Позднее, на рубеже столетий, экспериментальные изучения были продолжены такими учеными, как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов. А. Ф. Лазурский большое количество занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. Помимо этого, он известен своими экспериментальными работами, а также предложенным им способом естественного опыта.

Начав разговор об опыте, мы не можем не назвать имя Н. Н. Ланге — одного из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.

В один момент с экспериментальной психологией в России в конце ХIХ — начале ХХ в. развиваются и другие научные психологические направления, а также неспециализированная психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические знания стали широко применяться в клинике С. С. Корсаковым, И. Р. Тархановым, В. М. Бехтеревым. Психология начала проникать в педагогический процесс. В частности, известность взяли работы П. Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей.

Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологии сыграл Г. И. Челпанов, который был основателем первого и ветшайшего у нас Психологического университета. Проповедуя позиции идеализма в психологии, Челпанов не имел возможности заниматься научными изучениями по окончании Октябрьской революции. Но на смену основателям отечественной психологической науки пришли новые гениальные ученые. Это С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, каковые не только продолжили изучения своих предшественников, но и вырастили не меньше известное поколение ученых. К их числу относятся Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Основные труды данной группы ученых относятся к периоду ЗО— 60-х годов ХХ в.

Меню