Этапы психологического консультирования

Психологическое консультирование — это процесс, имеющий ряд стадий. Стадийность его четко прослеживается по большей части способе психологического консультирования — интервью.

Этапы психологического консультирования

Необходимо заметить, что термин интервью (от англ, interview — беседа, встреча) в психологии трактуется неоднозначно. В общем смысле интервью — метод получения социально-психологической информации посредством устного опроса.

Различают 2 вида интервью: свободное (не регламентированное темой и формой беседы) и стандартизованное (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами). Возможно кроме этого выделить ряд обстановок, в каковые попадает интервьюер, в зависимости от меры осознания респондентом (опрашиваемым) его действий:
а) респондент знает, из-за чего он поступил либо поступит так, а не в противном случае;
б) респонденту недостает информации о обстоятельствах своего действия;
в) интервьюер ставит целью взять симптоматическую данные, не смотря на то, что респонденту она такой не думается.

Этапы психологического консультирования

Та либо другая обстановка определяет использование различных способов интервью. В первом случае достаточно ис пользовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других обстановках требуются способы, предполагающие сотрудничество респондента и интервьюера в ходе поиска нужной информацим. Примерами таких способов являются интервью диагностическое (управляемое и неуправляемое) и интервью клиническое. Под первым понимается получение информации о свойствах личности на ранних этапах психотерапии, под вторым — терапевтическая беседа при оказании помощи психолога (Психология: Словарь, 1990. С. 145—146),

Ясно, что в нашем случае речь заходит о ходе, близком клиническому интервью. Но сам термин интервью есть более узким и специфичным, нежели обсуждаемая нами тема, исходя из этого в будущем мы будем говорить не об этапах интервью, а о стадиях процесса психологического консультирования.

Этапы психологического консультирования

В литературе в большинстве случаев приводится «пятишаговая» постепенная модель процесса консультативного интервью:
1 этап — это установление контакта и ориентирование клиента на работу;
2 — сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, «в чем неприятность»;
3 — осознание желаемого результата, ответ на вопрос: «Чего Вы желаете добиться?»;
4 — выработка альтернативных решений, которую возможно обозначить как: «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»;
5 этап интервью — это обобщение психологом в форме резюме результатов сотрудничества с клиентом.

В известной работе Ролло Мэя «Искусство психологического консультирования» (М. 1994) процесс консультирования не так четко структурирован, но однако его стадийность достаточно прослеживается.

Этапы психологического консультирования

Р.Мэй пишет: «Итак, контакт с клиентом установлен, достигнут раппорт и начинается основная часть встречи — исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность «выговориться». В то время, когда клиент поведал все, что у него наболело, обрисовал свое настоящее положение и «выложил все карты на стол», наступает стадия толкования» (там же. С. 79).

Следующую главу книги Р.Мэй начинает со слов: «Рассмотрим последнюю фазу консультирования — изменение личности, что есть завершением и целью всего процесса» (там же. С. 92). В случае если сейчас пара структурировать за автора, сказанное им в этих маленьких отрывках, мы возьмём четыре стадии консультативного процесса:
1) установление контакта с клиентом (раппорт);
2) исповедь;
3) толкование;
4) изменение личности.

Сходного по содержанию описания стадий консультирования придерживается и Г.Хэмбли:
«Первая цель любого консультирования — это установление взаимоотношений доверия. Его возможно обрисовать как происхождение раппорта либо взаимного эмоции близости. По окончании того, как установлен раппорт методом хорошего выслушивания и четкой рефлексии, следующей стадией процесса консультирования есть изучение. Установив отношения доверия. и дав абоненту возможность проанализировать свои эмоции и прояснить проблему, рассмотрев действительность и обсудив вероятные подходы. на следующем этапе процесса консультирования мы должны подтолкнуть его предпринять какие-то соответствующие действия» (Хэмбли, 1992. С. 14—22).

Структурировав текст Г.Хэмбли, получаем следующие стадии:
1) установление взаимоотношений доверия (возникновениераппорта, эмоции близости методом выслушивания ирефлексии); 2) изучение (анализ эмоций и прояснение неприятности);
3) решение о соответствующем действии (вывод).