Гимнастика для ребенка 1 год

Первые шаги: физическое воспитание детей второго и третьего года жизни

Второй и третий годы жизни- пожалуй, самые занимательные и динамичные в развитии ребёнка. Ваш кроха из беззащитного новорождённого превратился в независимую разумную личность. От зачатия и до момента рождения мозг растёт с поразительной скоростью, эта скорость остаётся огромной и в возрасте от рождения и до тридцати месяцев, по окончании чего, вплоть до шестилетнего возраста, продолжает быть большой и только позже резко замедляется. Из этого легко понять, что от рождения и до шести лет, в течение каждого последующего месяца, мозг прирастает медленнее, чем в течение прошлого. Стоит ли сказать о том, что самые ранние моменты жизни являются в этом отношении и самыми полезными. Прочно поднявшись на личные ножки, обучась ходить, проказник всё время находится в движении, любопытству его нет предела. Это, с одной стороны, доставляет большое количество эйфории самому крохе и его родителям, иначе- вызывает много волнений и хлопот. Принципиально важно, дабы ребёнок был, по возможности, свободен в своих исследовательских экспедициях. Разумнее убрать повыше все страшные либо полезные предметы, чем неизменно одёргивать сынишку либо дочь. Умение двигаться не передаётся по наследству, а формируется в зависимости от условий, в которых растёт ребёнок. Из-за чего одни дети не могут ползать и сходу начинают ходить, другие- малоподвижны и предпочитают сидеть, третьи- начинают плавать ещё в младенческом возрасте? Весьма и многое зависит от сознательного отношения своих родителей к процессу воспитания. Взрослые должны всеми доступными дорогами содействовать формированию и совершенствованию тех движений ребёнка, каковые будут ему нужны при независимых играх дома либо на прогулке. В большинстве случаев, родители не доверяют (время от времени ввиду нехватки времени) своим детям самостоятельно справляться с различными физическими затруднениями. В то время, когда на пути ребёнка видится какое-то препятствие, взрослый его на руки и переносит. Обычная сцена- мама идёт по улице с малышом, держа его за руку. Вот они переходят на другую сторону улицы и уже готовы вступить на барьер тротуара. Но в тот момент, в то время, когда ребёнок поднимает ногу, дабы сделать это самостоятельно, мать поднимает его вверх и плавно опускает на землю, так, что препятствие оказывается сзади. Так ребёнок лишается возможности одолеть свой первый подъём. Они идут дальше, а ребёнок с сожалением оглядывается на так и непреодолённый им барьер. возможно, завтра- думает он. Разрешите же ребёнку самому справляться с подобными трудностями.

Основные двигательные навыки детей в возрасте до трёх лет (психомоторное развитие детей одного-трёх лет помесячно)

Двигательные навыки- ходьба без поддержки, устойчивая ходьба при перемене направления, перешагивание через палку, ходьба с переменным ритмом, ходьба по лестнице приставным шагом с опорой (высота ступени 15-20 сантиметров), ходьба и спуск по лестнице переменным шагом без опоры, подпрыгивание на месте при поддержке за руки, ходьба по наклонной доске без помощи взрослого, ходьба по гимнастической скамье посредством взрослого, перепрыгивание через палку, подпрыгивание на одной ножке, залезание на предмет и слезание с него (высота 15-20 сантиметров), залезание на горку, подлезание под предмет, ходьба с переменным ритмом, перепрыгивание через палку, перелезание через гимнастическую скамью, лазанье по стремянке (высота полтора метра) приставным шагом, лазанье по вертикальной лесенке приставным шагом, стремительная ходьба, бег без полёта, с полётом, ходьба по ограниченной плоскости (ширина 15-20 сантиметров) посредством взрослого, ходьба по наклонной доске (ширина 25 сантиметров, протяженность 2 метра, высота 15-20 сантиметров) посредством взрослого, ходьба по гимнастической скамье без помощи взрослого, ходьба по гимнастической скамье с предметом в руках, лазанье по вертикальной лесенке переменным шагом, бросание мяча (диаметр 15-20 сантиметров) двумя руками произвольно, ходьба по гимнастической скамье без помощи взрослого, ходьба с переменным ритмом, бросание мяча двумя руками в горизонтальную цель, находящуюся на расстоянии 30-40 сантиметров (диаметр цели 60 сантиметров), бросание предмета двумя руками в вертикальную цель (диаметр цели 60, расстояние 50-75, высота 100 сантиметров), то же попеременно правой и левой рукой, то же (расстояние до цели 100-120, высота 100-130 сантиметров), ловля мяча (диаметр 10-20 сантиметров) двумя руками (расстояние 80-100 сантиметров). Как и в то время, когда научить всему этому малыша? Само собой разумеется, мало кто может разместить у себя дома гимнастическую скамью, лесенку либо наклонную доску. Эту проблему окажут помощь разрешить особые малогабаритные комплексы несложных гимнастических снарядов, каковые легко установить кроме того в небольшой квартире. Громадным преимуществом этих спорткомплексов есть то, что на них может заниматься как годовалый младенец, так и его папа. Мелкие дети обожают подражать, стремятся посоревноваться с мамой, папой, братом либо сестрой. Такие занятия нравятся всем, создают хороший контакт между детьми и родителями, в один момент развивая силу, ловкость, гибкость, координацию движений. В случае если же оборудовать спортивный уголок нет возможности, то подойдите к занятиям физкультурой творчески: применяйте в качестве спортивных снарядов рисунок ковра, кресло, низкий журнальный столик, оборудование детской площадки. Отлично совершенствовать движения ребёнка на свежем воздухе на протяжении прогулки. Неровности почвы, спуски, подъёмы в горку (пологие и крутые), камни на дороге, корни деревьев, канавки- всё это оказывает помощь развить у малыша чувство равновесия, координацию движений. Гуляя с детьми, нужно учить их перелезать через поваленные деревья, перепрыгивать через канавки, бросать камешки в ручеёк и без того потом. Дети обожают подниматься и опускаться по лестницам, несложным и верёвочным, и верёвкам с узлами. Что уж сказать о лазании по деревьям. Взбирание на разные объекты, перелезание через них, спуск вниз, великолепно развивают ловкость, мышечную силу и чувство равновесия. Старайтесь не ограничивать естественную в этом возрасте подвижность ребёнка. Поверьте, крохе весьма тяжело сидеть на одном месте, долго ходить с мамой за ручку по магазинам, нормально ожидать транспорт на остановке. Ребёнок быстро устаёт от однообразных действий и легко возбуждается, в случае если бездействует. Мобильность и интеллект связаны самым ярким образом, и особенно ответственна эта связь в раннем детстве. У человеческих существ потребность двигаться стоит на втором месте по окончании потребности дышать, движение- это фундамент для всех других человеческих свойств.

Краткая черта умений и возможностей детей в возрасте от одного года до трёх лет: Дети в возрасте от одного года до трёх лет выглядят ещё непропорционально, у них относительно громадная, по отношению к туловищу, голова и относительно маленькие ноги. Особенности развития детского организма определяют особенный подход своих родителей к режиму, выбору подвижных игр и физических упражнений. Костная система мелкого ребёнка интенсивно формируется, роднички и швы костей черепа затягиваются всецело только к полутора годам, костная ткань ещё мягкая и эластичная. Это заставляет взрослых пристально следить за развитием скелета и давать предупреждение появление деформаций. Кожа и подкожно-жировой слой весьма ранимы и ласковы. Ребёнок легко перегревается и переохлаждается, исходя из этого если вы ещё не приступили к закаливанию малыша, не поздно начать это и сейчас, поскольку посредством несложных закаливающих средств- воздуха, воды и солнечных лучей- возможно значительно повысить выносливость детского организма. Имеет возрастные особенности и сердечно-сосудистая система, пульс мелкого ребёнка чаще, чем у взрослого (в норме 110 — 115 ударов в минуту), причём частота его очень сильно возрастает при волнении, беге, крике, большой температуре, артериальное давление тем ниже, чем’ младше ребёнок. Органы дыхательной системы ещё не хватает развиты: носовые ходы узки, слизистая оболочка носоглотки рыхлая, гортань, трахея, бронхи и лёгкие кроме этого имеют ряд изюминок в строении и функционировании. Всё это предрасполагает к нередкому происхождению острых респираторных болезней, формированию осложнений, помимо этого, у детей отмечается повышенная чувствительность к недостатку свежего воздуха. В случае если кроха продолжительное время находится в не хорошо проветриваемой комнате, то делается вялым, раздражительным, у него нарушается сон, исчезает аппетит. Пищеварительная система продолжает совершенствоваться, на третьем году жизни малыши имеют уже все молочные зубы- пора приучать ребёнка чистить их. Что касается изюминок питания, то в этом вопросе мамы в большинстве случаев хорошо разбираются, направляться только учитывать, что не смотря на то, что желудочный сок ребёнка уже с рождения содержит основные пищеварительные ферменты и соляную кислоту, активность их увеличивается медлительно, и двухлетний кроха просто не в состоянии переварить копчёную колбасу либо маринованный огурчик. Дорогие родители, бабушки и дедушки, будьте особенно внимательны к мелким детям, поскольку как раз в первые три года закладывается фундамент здоровья на всю будущую жизнь человека. Позже мы только исправляем ошибки. На что же направляться обращать внимание, оценивая развитие ребёнка в возрасте от одного года до трёх лет? Ходьба детей второго года жизни имеет ряд характерных изюминок: центр тяжести тела находится выше, чем в более позднем возрасте, исходя из этого им непросто удерживать равновесие, малышам приходится более обширно расставлять ноги, дабы расширить площадь опоры. Работа мышц ещё не хватает согласована, исходя из этого ходьба неритмична, шаги неравномерны, дети то идут быстро, практически бегут, то замедляют ход, раскачиваются из стороны в сторону, еле поднимают ноги от пола, стопы легко развёрнуты наружу. Сначала, в то время, когда ребёнок лишь начинает осваивать ходьбу, движения его рук и ног не скоординированы лишь к двум с половиной-трём годам дети при выносе, к примеру, правой ноги вперёд отводят назад левую руку, и напротив. Уже к трёхлетнему возрасту у малыша вырабатывается личная походка, которая практически в любое время остаётся у него на всю жизнь. Дети двух-трёх лет охотнее бегают, чем ходят, причём движения при беге у них согласованы лучше, чем при ходьбе. Они бегают небольшими, семенящими шагами, отталкиваясь всей ступнёй, неритмично и тяжеловато, довольно часто теряют равновесие и падают, это не мешает им быстро подниматься и продолжать бег. Из других движений лучше развито лазание- ребёнок легко перелезает через разные предметы, подползает под них, малыши начинают подниматься в горку и спускаться с неё, при подъёме ребёнок легко клонится вперёд, при спуске- назад. Дабы удачно передвигаться по любой местности, ребёнок должен обучиться перемещать свой центр тяжести в зависимости от угла наклона той либо другой повехности. Дети двух лет и старше неспешно овладевают бросанием, сначала они отталкивают предметы кистями рук, после этого формируется верный навык замаха с поворотом туловища в сторону бросающей руки, начинается толчок определённой силы. В этом возрасте ребёнок способен противопоставить большой и указательный пальцы, захватывая предметы, через чур небольшие чтобы брать их всеми пальцами (к примеру, не кусок хлеба, а хлебные крошки), правда, пока он делает это не с большой уверенностью. Правильные движения рук необходимо тренировать, это крайне важно для предстоящего умственного развития ребёнка, возможно дать крохе две коробочки, одну- наполненную небольшими предметами, другую- пустую, пускай перекладывает эти предметы из одной в другую. Помимо этого, ребёнку нужно обучаться пользоваться обеими руками в один момент, причём одна из них должна быть основной. Предложите крохе добывать из банки орехи, переливать воду из одной ложки в другую, все эти занятия нравятся детям, а вы имеете возможность понаблюдать и выяснить, кто ваш кроха: правша либо левша. Но ребёнок в этом возрасте ещё весьма неловкий, исходя из этого основная задача своих родителей пребывает в том, дабы усовершенствовать у него неспециализированные движения, развить чувство равновесия, координацию и ловкость, это удаётся, в случае если верно подбирать крохе занятия и игры. Играясь, дети большое количество бегают, ползают, делают всевозможные сложные движения, а также с различными предметами. На протяжении подвижных игр у них развиваются такие полезные качества, как уверенность в себе, смелость, настойчивость. Малыши обучаются согласовывать свои действия между собой а также выполнять несложные правила, в 2-3 года они сами находят себе занятия и смогут продолжительное время играться одни. От элементарных действий с предметами они неспешно переходят к сюжетным играм, копируют действия взрослых, изображают животных, ребёнок, не могущий играться, то и дело просится на руки, чего-то требует, последите за малышом, и в случае если убедитесь, что он не обучился играться- помогите, посоветуйте и продемонстрируйте вероятные варианты игры, развивая воображение ребёнка, игра- самое серьёзное занятие в жизни мелкого человека, отнеситесь к этому серьёзно. Пара слов о развитии речи ребёнка, вы, возможно, увидели, что кроха понимает практически всё, что ему говорят, особенно в случае если речь заходит о привычных событиях. Наряду с этим двухлетний ребёнок и сам должен сказать несложными двух-трёхсложными фразами, употребляя не только существительные и глаголы, но и прилагательные (громадная, маленькая, прекрасная и тому подобное), местоимения (он, мы, я), хороший показатель развития речи- умение задавать вопросы что это?, куда? и без того потом. Трёхлетние дети говорят большое количество и по различным предлогам, практически не закрывая рта, наберитесь терпения и говорите с ребёнком нормально, нежно, верно произнося слова, читайте ему детские книжки, говорите сказки. В тех семьях, где с малышом ‘большое количество и с любовью общаются, ребёнок растёт весёлым, уверенным в себе, он реже капризничает и меньше болеет.

Массаж и гимнастика для детей в возрасте от одного года до трёх лет

Физические упражнения и игры для ребёнка второго и третьего года жизни нужно подбирать с учётом его двигательных навыков, изюминок физического и психического развития. Базу двигательной активности малыша должны составлять ходьба, лазанье, преодоление препятствий, разные игры с мячом, обручем, гимнастической палочкой и другими игрушками. Вы уже осознали, что самая действенная форма занятий с двух-трёхлетним ребёнком- игра. Для начала это смогут быть простые и занимательные задания: подойди и взгляни, что запрятано у меня в руке, за спиной, за диванной подушкой, за креслом, кроха, отыскивая любимую игрушку, будет стараться преодолевать препятствия, расположенные у него на пути, к примеру, перелезет через подушку, подползёт под низкий столик и без того потом. Неспешно игры становятся богаче по содержанию, сложнее, но они не должны заменять гимнастику, поскольку Правильность и точность движений вырабатывается упражнениями. Потому, что дети в этом возрасте весьма чувствительны и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте их с движениями животных, персонажей из сказок и мультипликационных фильмов. При проведении занятий на улице применяйте оборудование детской площадки, рельеф местности, скамьи, брёвна, камешки и тому подобное. Усложнять задания нужно неспешно, лишь по окончании того, как кроха овладеет более несложными движениями. И ещё, в случае если ребёнок устал и не желает делать какое-либо упражнение, не настаивайте, пускай он отдохнёт, дети дошкольного возраста отличаются повышенной утомляемостью и наровне с этим свойством быстро восстанавливать свои силы, исходя из этого занятия гимнастикой должны быть не через чур продолжительными (5-6 упражнений) и включать паузы отдыха. В занятиях с детьми до года активные упражнения чередовались с пассивными и массажем, который и являлся хорошим отдыхом, в случае если ваш ребёнок привык к этому, то нужно так же, как и прежде сочетать массаж и гимнастику, причём массаж какой-либо области (к примеру, спины) предшествует упражнениям для данной группы мышц (к примеру, прогибание спины). Но родители довольно часто сталкиваются с определёнными трудностями: кроха, прежде таковой спокойный, обучась быстро передвигаться, удирает и не позволяет делать массаж, попытайтесь убедить проказника полежать некоторое время, предложив ему особенно увлекательную игрушку, нежно говоря с ним, но ни за что нельзя давать ему еду, не смотря на то, что кое-какие мамы пробуют отвлечь малыша сушкой либо конфетой, ребёнок может подавиться. Что делать, в то время, когда совмещать массаж и гимнастику не удаётся, в этом случае лучше перенести упражнения на утреннее время, перевоплотив их в радостную зарядку. Массаж возможно делать вечером, в то время, когда кроха уже набегался, наигрался и особенно испытывает недостаток в материнской ласке, ребёнок быстро привыкнет к распорядку и будет сам просить вас позаниматься с ним.

Особенности массажа

При массаже ребёнка от одного года до трёх лет особое внимание уделяется тем частям тела, тем мышцам, каковые несут громадную нагрузку, связанную с прямохождением. Укрепляются мускулы спины, живота и ног, массаж наилучшим образом подготавливает несовершенный мышечно-связочный аппарат к новым нагрузкам и содействует профилактике нарушения осанки, искривлений ног, плоскостопия. Для улучшения деятельности органов дыхания направляться массировать грудную клетку сзади и спереди, нужно делать массаж кистей, каждого пальчика в отдельности, поскольку Существует тесная связь между развитием узких движений пальцев и умственным развитием, особенно речью. Массировать ручки возможно ежедневно, ребёнку полезно играться с небольшими предметами (под контролем взрослых), считать на счётах, играть на пианино и тому подобное, в массаже используются все приёмы: поглаживание, растирание, разминание, лёгкие ударные приёмы. Рекомендуется следующий замысел: исходное положение Лёжа на животе, под голеностопными суставами- валик-
1. Массаж спины (особенно шепетильно- поясничной области)- поглаживание по всей поверхности 2-3 раза, растирание подушечками пальцев (тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление по всей поверхности спины 2-3 раза, раздельно- граблеобразное растирание по межрёберным промежуткам 1-2 раза), разминание (в основном накатывание и сдвигание) 1-2 раза, ударные приёмы (пунктирование либо лёгкие похлопывания) по боковым поверхностям грудной клетки, поглаживание.
2. Ягодичная область- поглаживание (круговое либо X-образное) 2-3 раза, растирание (поочерёдно каждую ягодицу, другая рука удерживает массируемую область) 2-3 раза каждую, разминание (двумя руками) 2-3 раза, ударные приёмы (лёгкое рубление, похлопывание, пощипывание), поглаживание.
3. Массаж ног проводится поочерёдно: сперва задняя поверхность одной ноги, после этого- другой, затем- передняя поверхность ног- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (задне-наружная поверхность)- поглаживание, 1-2 раза, растирание подушечками пальцев, тыльной поверхностью согнутых пальцев, пиление 2-3 раза, разминание (одной либо двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза, голень- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев либо кольцевое 1-2 раза, разминание (одной либо двумя руками) 2-3 раза, поглаживание 1-2 раза. Для упрочнения коленного сустава проводится поглаживание и растирание (круговое) мыщелков бедра (костных выступов по краям подколенной складки), раздельно поглаживается и растирается ахиллово (пяточное) сухожилие. Внутреннюю и наружную лодыжки направляться поглаживать и растирать круговыми движениями, подошва поглаживается и растирается гребнеобразным приёмом, разминается наружный и внутренний край стопы. Передняя поверхность ног- исходное положение Лёжа на спине, под коленями- валик- поглаживание всей ноги 1-2 раза, бедро (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев и другие 2-3 раза, разминание (одной либо двумя руками), ударные приёмы (лёгкое похлопывание, пунктирование), поглаживание, голень (передненаружная поверхность)- поглаживание 1-2 раза, растирание подушечками пальцев 1-2 раза, разминание (одной рукой, щипцеобразное) 1-2 раза, поглаживание 1-2 раза, стопа- поглаживание 1-2 раза, растирание 2-3 раза (граблеобразное, поперечное), в случае если имеется время и желание- хорошо промассировать любой пальчик. После этого направляться ещё раз погладить и растереть внутреннюю и наружную лодыжки, заканчивайте массаж ноги неспециализированным поглаживанием, для профилактики плоскостопия возможно сразу после массажа стоп дать ребёнку задание удерживать стопами мячик либо какую-нибудь округлую игрушку.
4. Массаж живота- поглаживание (круговое, встречное, по косым мышцам) 2-3 раза любой приём, растирание подушечками пальцев (по ходу часовой стрелки), стимулирующий точечный массаж либо пощипывание около пупка, поглаживание (все приёмы).
5. Массаж передней поверхности грудной клетки- поглаживание 2-3 раза, растирание по межрёберным промежуткам (граблеобразно в направлении от грудины в стороны), поглаживание.

Упражнения для детей в возрасте от одного года до трёх лет

Прочтите пристально описания упражнений, которых рекомендуют детям до трёх лет, естественно, нет необходимости делать их все. В зависимости от возраста ребёнка, его физического развития, домашних условий подбирается комплекс из пяти-шести упражнений, принципиально важно, дабы упражнения были доступны крохе, включите в комплекс привычные и уже освоенные движения. В каждом занятии должны быть движения для всех мышечных групп (рук и плечевого пояса, ног и стоп, брюшного пресса и всей передней мускулатуры тела, спины и всей задней мускулатуры), причём их направляться менять. По окончании овладения ребёнком ходьбой без опоры, часть упражнений проводится из исходного положения стоя, но кое-какие лучше делать лёжа для разгрузки позвоночника и стоп. Упражнения для мышц туловища выполняются медленнее, чем движения для рук и ног, следите за верным дыханием: кроха должен дышать через нос и не задерживать дыхание, избегайте однообразия, включите в комплекс 2-3 упражнения имитационного характера, объединив их в сюжетную игру. В случае если у ребёнка имеется любимое упражнение, то хорошо затевать занятие с него, дабы сходу привлечь интерес и завершать им, дабы покинуть приятное воспоминание, периодически, по мере усвоения, приблизительно каждые несколько недель поменяйте упражнения. Физическая нагрузка не должна быть как лёгкой, так и чрезмерной, проконтролировать это возможно по пульсу: отличие в его частоте между концом занятия и началом должна быть в пределах десяти ударов. Не нужно заниматься гимнастикой натощак либо сразу после еды, занятия лучше проводить каждый день либо через сутки, длительность одного занятия 10-15 мин. (отдых не учитывается), каждое упражнение повторяется 3-5 раз. Помните о занятиях на свежем воздухе и о закаливании, обязательным элементом гимнастики должна быть ходьба, причём ходьба верная. При верной ходьбе стопы расставлены нешироко и двигаются параллельно, в этом случае линия опоры проходит через пятку и второй палец, внутренний край стопы немного поднят, такую ходьбу крайне важно воспитать, поскольку Неверная установка стоп довольно часто ведет к появлению плоскостопия и к усилению деформаций ног (к примеру иксобразное искривление), к таким же нарушениям может привести преждевременное обучение ходьбе либо большой вес ребёнка. Малышам до трёх лет нельзя разрешать спрыгивать кроме того с небольшой высоты, поскольку это есть чрезмерной нагрузкой на еще слабую стопу, допускается лишь подпрыгивание.

Гимнастика для ребенка 1 год

Упражнения для воспитания верной ходьбы

Ходьба по узкой дорожке- на полу обозначьте мелом (канатами, палками, возможно применять рисунок ковра) дорожку шириной 30 сантиметров, в будущем дорожку направляться неспешно сужать до двадцти-десяти сантиметров, предложите ребёнку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие, обращайте особое внимание на положение стоп при ходьбе: линия опоры обязана проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы легко немного поднят. Ходьба по гимнастической скамье- хорошо, в случае если имеется возможность установить дома гимнастическую скамью либо низкую лавочку, в случае если нет, то эти упражнения делайте на протяжении прогулки, применяя бревно на детской площадке, ствол лежащего на земле дерева, и тому подобное. Для начала помогите крохе идти по скамье, поддерживая его за руку, но не следует через чур опекать ребёнка, дети в этом возрасте стремятся к самостоятельности. Ходьба боком- ходить боком небольшими приставными шагами возможно по узкой дорожке либо по гимнастической скамье, научите малыша одинаково хорошо передвигаться и в правую, и в левую стороны. Ходьба с предметами- в случае если ребёнок хорошо освоил ходьбу по гимнастической скамье, то возможно предложить ему пройти, удерживая в руках мяч, кегли и тому подобное. Ходьба в разном темпе- подготовьте малыша к заданию, для этого посадите его перед собой и попросите продемонстрировать свои ножки, в то время, когда ребёнок поднимет ноги, скажите, что ножки у него мелкие, но бегают быстро, мелкие ножки бежали по дорожке, а у медведя (слона) ноги громадные, а ходит он медлительно, громадные ноги шли по дороге. создав образы лёгкого и стремительного, медленного и тяжёлого движения, предложите крохе поиграть, дети с наслаждением ходят и бегают в соответствии со словами припевки и ритмом мелодии. Перешагивание через препятствия- научите ребёнка ходить, высоко поднимая ноги, как цапля, до чего трава высока, то крапива, то осока, поднимай повыше ноги, коль идёшь не по дороге. Перешагивание через препятствия- начертите на полу мелом две параллельные линии на расстоянии 10-20 сантиметров (либо положите две параллельные палочки), предложите крохе перешагнуть через них пара раз, возможно, положив на пол лесенку, провести ребёнка в лесенки по полу, перешагивая через ступени, после этого проведите его по ступеням от одного конца к другому, попросите малыша перешагнуть через низкий предмет (10-15 сантиметров), в случае если это упражнение выполняется хорошо, усложните его, разместив на полу пара препятствий, на прогулке следите, дабы ребёнок не шаркал ногами, учите его перешагивать через низкие холмики, камешки, и вам не нужно будет мазать зелёнкой разбитые коленки, если вы поднимаетесь с ребёнком по лестнице, не спешите, не тяните его нетерпеливо за ручку, пускай кроха поднимается сам, сперва приставным шагом, а в то время, когда подрастёт- переменным. Игра по ровненькой дорожке точно понравится вашему ребёнку и окажет помощь усовершенствовать навык ходьбы- по ровненькой дорожке бежали наши ножки, по камешкам, по камешкам и в ямку за товарищем, при словах по ровненькой дорожке кроха идёт простым шагом, при словах по камешкам перешагивает через мнимые камешки, при словах в ямку за товарищем приседает, после этого поднимается и опять идёт: Поднялись мы на ножки на ровненькой дорожке, но вот наш дом, в нём мы живём. Игра петушок- расставьте на полу на расстоянии шага низкие предметы, руки ребёнка- крылья- опущены, он перешагивает через предметы, высоко поднимая колени и произнося: петушок по слогам, на слоге -шок опускает ногу за предмет.

Упражнения в равновесии

детям младшего возраста ещё непросто удерживать равновесие в вертикальном положении, исходя из этого все перечисленные выше упражнения, направленные на развитие навыка верной ходьбы, помогают одновременно хорошей тренировкой вестибулярного аппарата, также нужны: ходьба по наклонной скамье- укрепите гимнастическую скамью либо долгую доску, немного подняв один её конец на высоту 20-25 сантиметров, предложите ребёнку пройти по скамье вверх, повернуться и спуститься вниз, сначала помогайте крохе, поддерживая его за руку. Скольжение- поставьте один конец скамьи на подоконник либо особую подставку, предложите ребёнку съехать по скамье вниз, в большинстве случаев дети с удовольствием делают эти задания, но в случае если ваш кроха почему-то отказывается, предложите ему поиграть. Игра погладь мишку- посадите на вершине горки мишку либо любого другого игрушечного зверька, предложите ребёнку встать наверх и, согнувшись, погладить игрушку. Игра собери кубики- на вершине горки закрепите корзину для кубиков, попросите малыша собрать разбросанные на полу кубики и по одному перенести их в корзину. Игра мяч с горки- кроха поднимается по горке и поворачивается, после этого скатывает мяч вниз и бежит, догоняя его. Научите ребёнка всходить на низкую (10-20 сантиметров) скамеечку либо ящик и сходить вниз, сохраняя равновесие, на прогулках поощряйте рвение ребёнка встать по склону бугра, взобраться на горку, покачаться на качелях, покружиться на каруселях.

Упражнения в лазании

Ваш кроха уже, возможно, с лёгкостью влезает на кровати и кресла, в случае если нет- предложите игру отыщи мишку- запрячьте привычную игрушку за спинкой кресла либо дивана так, дабы она была мало видна, где мишка? и ребёнок, найдя игрушку, с удовольствием залезает на кресло, позже, спустившись вниз, приносит мишку вам, эта игра ни при каких обстоятельствах не надоест. В случае если имеется возможность, установите дома маленькую шведскую стенку либо лесенку, побуждайте малыша забираться на неё хотя бы на пара ступеней и спускаться вниз, в большинстве случаев мелкие дети влезают на лесенку приставным шагом, обращайте внимание на положение рук: нужно учить ребёнка захватывать рейку, противопоставляя большой палец. Игра пролезь в окно- поставьте лесенку вертикально и удерживайте её руками, предложите ребёнку пролезть между второй и третьей ступенью (петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окно, дам тебе горошка), после этого поставьте лесенку на боковую перекладину и предложите крохе пролезть между перекладинами. Полезно научить ребёнка влезать по наклонной лесенке, для этого закрепите один конец лестницы на сиденье стула либо особой подставке, поддерживая малыша за туловище, помогите ему пройти вверх на четвереньках, и, наконец, в обязательном порядке продемонстрируйте ребёнку, как верно перелезать через препятствия, для этого комфортно применять гимнастическую скамью либо низкую лавочку, пускай кроха поднимется боком к скамье и, опираясь руками, перелезет через неё, повторите упражнение пара раз в обе стороны, возможно предложить ребёнку быстро встать на скамью двумя ногами в положении на четвереньках и соскочить иначе, наряду с этим кроха продолжает опираться руками.

Гимнастика для ребенка 1 год

Упражнения в ползании

В случае если ваш кроха не ползал на четвереньках в младенчестве, ещё не поздно научить его этому, ползанье превосходно усиливает все мускулы туловища, рук и ног, развивает координацию движений. Собачка- ребёнок ходит на четвереньках по комнате, подражая собаке. Бычок- кроха ходит на четвереньках, поворачивая голову направо и налево, при ходьбе протяжно произносит звук му-му, подражая бодающемуся бычку. Козлик- передвигаться по полу на четвереньках небольшими прыжками, подражая козлёнку и произнося бэ-бэ. Ходьба на четвереньках по скамье- ходить на четвереньках по гимнастической скамье, сохраняя равновесие. Поскачи, как зайчик- ребёнок поднимается на четвереньки на скамью, переставляет в один момент руки вперёд и подтягивает ноги прыжком. Пройди между ступенями- положите лесенку на пол и предложите крохе пройти на четвереньках внутри её, перешагивая через ступени. Пройди по ступеням- предложите ребёнку пройти по лежащей на полу лесенке, опираясь ногами и руками о ступени. Игра поздоровайся с зайкой- поставьте посередине комнаты стул (табурет, низкий журнальный столик), на расстоянии полтора-два метра- другой стул, на который посадите игрушечного зайца (мишку, куклу), предложите крохе пролезть на четвереньках под стулом, после этого выпрямиться и поздороваться с зайкой, пожав ему лапку. Игра мяч в ворота- воротами может служить стул, табурет и тому подобное, ребёнок берёт мячик, катит его в ворота и бежит за ним, пройдя в ворота на четвереньках, выпрямляется и догоняет мяч.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для рук и плечевого пояса

бокс- ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, сгибает руки на уровне груди и после этого делает поочерёдно движения руками вперёд и к середине, как бы боксируя. Бабочка- ребёнок стоит, руки опущены вдоль тела, поднимает руки в стороны и легко помахивает кистями (бабочка машет крылышками), сгибает руки на уровне плеч и прикасается пальцами к плечам (бабочка сложила крылышки), ходит по комнате, помахивая кистями прямых рук, поднятых в стороны (бабочка полетела). Продемонстрируй ладошки- кроха стоит прямо, легко расставив ноги, ступни параллельно, руки опущены, попросите его вытянуть руки вперёд ладонями вверх (продемонстрируй ладошки), после этого запрятать за спину (спрячь ладошки). Часики- ребёнок стоит, ноги легко расставлены, руки опущены, размахивает обеими руками вперёд (тик), назад (так). Выше-выше- подняться прямо, ноги легко расставить, руки опустить, качать расслабленными руками вперёд-назад, с каждым разом поднимая руки всё выше. Намотай нитку- подняться прямо, ноги врозь, руки согнуты перед грудью, сжав пальцы в кулаки, делать круговые движения кистями, как бы наматывая нитку на клубок. Забей гвоздь- подняться прямо, легко расставив ноги, руки согнуть перед грудью, сжав пальцы в кулаки, постукивать правым кулаком по левому (после этого левым по правому), как бы забивая гвозди. Погреемся- ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, разводит руки обширно в стороны, после этого обхватывает себя за плечи, как бы замёрзнув. Лови комара- подняться прямо, ноги врозь, руки опустить, рукоплескать в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой. Похлопай в ладоши- подняться прямо, ноги врозь, руки опустить, рукоплескать в ладоши впереди себя и сзади. Похлопай руками, как петух- крыльями- подняться прямо, ноги врозь, руки опустить, поднимать руки в стороны, а после этого похлопать ими 2-3 раза по бёдрам. Растяни резинку- подняться прямо, ноги врозь, руки согнуты перед грудью, пальцы сжаты в кулаки медлительно разводить руки в стороны, как бы растягивая резинку. Вырасти громадным- ребёнок стоит прямо, легко расставив ноги, руки опущены, тянется вверх, поднимая руки. Сорви яблоко- исходное положение прежнее, ребёнок поочерёдно поднимает руки вверх, поднимаясь на носки, как бы срывая с дерева высоко висящие яблоки. Колесо- подняться прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены, делать круговые движения прямыми руками вперёд-вверх-назад. Самолёт- ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, поднимает руки в стороны и, наклоняя туловище то вправо, то влево, делает громадные махи руками. Полетим, как птичка- кроха ходит по комнате, подняв руки в стороны и размахивая ими, как птица, машет крыльями. Бей в барабан- ребёнок ходит по комнате, делая согнутыми руками движения, имитирующие игру на барабане. Подмети пол- ребёнок ходит, легко согнувшись вперёд, совершает руками движения, имитирующие подметание пола. Паровоз- кроха ходит по комнате, делая попеременные движения согнутыми руками вперёд-назад и приговаривая чух-чух-чух. Игра напилим дров- поднимитесь с малышом лицом друг к другу и возьмитесь за руки, ноги легко расставлены, одна рука впереди, попеременно сгибайте и разгибайте руки, произнося жжик-жжик, движения должны быть ритмичные, плавные, возможно держаться за кольца. Игра зайка серый умывается- для начала все движения выполните вместе с ребёнком, зайка ходит в гости к людям, мы с ним совместно мыться будем, зайка вымыл рот и уши, он хороший, он послушный, он помоет кроме этого лапки, оботрёт их чистой тряпкой, наряжается- скок, скок- в гости спешит со всех ног. Игра пальчик о пальчик- кроха сидит на стульчике и повторяет за вами движения: пальчик о пальчик тук да тук- стучит указательными пальцами приятель о приятеля, рукоплещи, рукоплещи, рукоплещи- рукоплещет в ладоши, ножками топай, топай- топает ногами, спрятались, спрятались- закрывает лицо руками, пальчик о пальчик тук да тук- всё сперва.

Упражнения для ног

Стал мелким- ребёнок стоит прямо, легко расставив ноги, ступни параллельны, руки опущены, низко приседает- стал мелким, после этого поднимается- стал громадным, возможно оказать помощь крохе выполнить это упражнение, поддерживая его за палочку. Прятки- ребёнок приседает (скрывается) и выпрямляется, держась за спинку мелкого стульчика. Не разрешу войти- ребёнок стоит, легко расставив ноги, руки опущены, приседает, после этого выпрямляется с обширно разведёнными руками. Птицы клюют- подняться прямо, легко расставив ноги, руки опущены, присесть, постукивая пальцами о колени, после этого выпрямиться. Ёлочка растёт- исходное положение то же, ребёнок приседает- ёлочка маленькая, выпрямляется с поднятыми вверх руками- ёлочка выросла. Срывай цветочки- кроха ходит по комнате и приседает, как бы срывая цветочки. Зайчик- подняться прямо, легко расставив ноги, руки опустить, приседать, сгибая руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Покачай ногой- ребёнок стоит, держась одной рукой за спинку стула, покачивает ногой (дальней от стула) вперёд- назад, поворачивается и покачивает другой ногой. Птичка прыгает- кроха перемещается по комнате небольшими прыжками, размахивая руками. Воробушек- подняться прямо, легко расставив ноги, руки опустить, низко присесть, поднять руки в стороны, помахивая ими, как крыльями, после этого выпрямиться. Маленькие и долгие ноги- ребёнок сидит на полу, вытянув ноги вперёд и опираясь руками сзади, сгибает ноги, подтягивая колени к груди (маленькие ножки), после этого разгибает (долгие ножки). Жучок- кроха лежит на спине совершает движения руками и ногами, подражая жуку, перевёрнутому на спинку. Беги, а я догоню- кроха бегает по комнате, а вы делаете вид, что ловите его. Ванька-встанька- ребёнок стоит, легко расставив ноги, руки опущены, медлительно садится и после этого поднимается, помогая себе руками. Сядь по-турецки- кроха стоит прямо, ноги скрещены, помогите ему сесть по-турецки, а после этого подняться со скрещёнными ногами, при вставании опора должна быть на наружные края стоп. Лошадка- ребёнок вприпрыжку бегает по комнате, изображая лошадку. Игра кач-кач- ребёнок сидит либо лежит на спине, по вашей команде раскачивает ступни ног в стороны (вправо и влево), сгибает их и разгибает. Вариант игры: в один момент с движением ступней кроха открывает рот, высовывает язык в ту сторону, куда наклоняются ступни. Игра кто как перемещается- ребёнок ходит по комнате, подражая разным животным: кошка- ходит негромко, на носочках, мишка косолапый- ходит на наружных краях стоп, зайка- прыгает на двух ногах, прижав согнутые руки к плечам ладонями вперёд, цапля- ходит, высоко поднимая колени, лошадка- бегает вприпрыжку, лягушка- подпрыгивает на корточках, животный мир богат и разнообразен, помогите своему крохе с ним получше познакомиться, замечая и подражая движениям известных ему зверей, птиц и насекомых. Игра лягушки- отметьте посредине комнаты большой круг, в круга- болото, ребёнок подпрыгивает на корточках, изображая лягушку, вот лягушка по дорожке прыгает, вытянувши ножки, ква-ква, ква-ква-ква, прыгает, вытянувши ножки, по окончании стишка хлопните в ладоши- напугайте лягушку, кроха прыгает в болото и сидит на корточках, в конце игры в обязательном порядке попросите ребёнка потянуться, подняв руки вверх. Игра подпрыгни до ладошки- предложите крохе подпрыгнуть и достать головой до ладони, которую вы держите на маленьком расстоянии его головы. Варианты игры: подпрыгнуть и достать рукой (сперва одной, позже другой) колокольчик, ленточку, броскую игрушку. Игра птички- поведайте крохе о жизни птичек: днём птички летают и клюют корм, ребёнок прыгает по комнате, взмахивая руками, как крыльями, приседает и стучит пальцами по полу (клюёт), ночью птички дремлют в гнёздышках, кроха бежит и садится в круг, начерченный на полу мелом, либо на стульчик. Игра дом мелкий, дом большой- предложите ребёнку потянуться, поднявшись на носочки, поднять руки вверх и взглянуть на них, после этого присесть, опустив голову и обхватив её руками, у медведя дом большой, а у зайки- мелкий, мишка наш отправился домой да и крошка заинька, при последних словах кроха идёт сперва, как мишка косолапый (на наружных краях стоп), позже прыгает на двух ногах, прижав согнутые руки к плечам ладонями вперёд. Игра лохматый пёс- роль пса для начала возьмите на себя, пёс сидит на корточках, ребёнок сейчас ходит около, вот сидит лохматый пёс, в лапки свой уткнувши нос, негромко, мирно он сидит, не то спит, не то спит, подойдём к нему, разбудим и посмотрим, что же будет, кроха рукоплещет в ладоши, пёс вскакивает и ловит его, после этого поменяйтесь ролями. Игра идёт коза по лесу- ребёнок, подпрыгивая, ходит по комнате, идёт коза по лесу, по лесу, по лесу, отыскала коза принцессу, принцессу, принцессу, коза, взяв за руки принцессу, делает вместе с ней движения: давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (прыгают на двух ногах) и ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем (подскоком выставляют ноги поочерёдно вперёд) и ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем (рукоплещут в ладоши) и ножками потопаем, потопаем, потопаем. Игра тапочки- ребёнок изображает все движения, о которых говорится в стишках: по дорожке маша шла, маша тапочки отыскала, маша тапки примеряла, только надела- захромала, маме тапки дала, с мамой танцевать отправилась. Игра зайчик и лиса- (кроха, изображая зайчика, сидит на корточках) зайчик в норке сидит, прочно, прочно он спит, (после этого прыгает по комнате, прижав согнутые руки к плечам ладошками вперёд) зайчик прыг, зайчик прыг, прыг, прыг, (Выбегает лиса и ловит зайчика) вот лисичка бежит, зайку съесть норовит, зайчик в лес, под кусток, от лисы наутёк.

Упражнения для туловища

Покачай головой, как лошадка- ребёнок стоит, легко согнувшись вперёд, ноги врозь, руки за спиной, покачивает головой вниз-вверх в среднем темпе. Постучи по коленкам- ребёнок стоит прямо, легко расставив ноги, руки опущены, мало наклоняется вперёд и быстро рукоплещет себя по коленкам. Качание деревьев- подняться прямо, ноги врозь, руки опущены, согнуться вправо, после этого влево, руки расслаблены. Самолёт- кроха стоит, легко расставив ноги, руки опущены, поднимает руки в стороны ладонями вверх (расправил крылья самолёт: приготовился в полёт), поворачивается в стороны, не опуская рук (я направо погляжу: жу-жу-жу, жу-жу-жу, я налево погляжу: жу-жу-жу, жу-жу-жу). Насос- исходное положение прежнее, скользя руками вдоль туловища, ребёнок наклоняется поочерёдно то вправо, то влево: это весьма — насос ты, направо, налево руками скользя, назад и вперёд наклоняться запрещено, это весьма — насос ты. Взгляни назад- подняться прямо, расставив ноги шире плеч, руки опустить, поворачиваться направо и налево, вольно размахивая руками. Согнись к кубику- ребёнок стоит, обширно расставив ноги, в опущенных руках держит кубик, наклоняется и кладёт кубик сбоку от правой ноги, выпрямляется, опустив руки, после этого наклоняется, берёт кубик и, выпрямившись, перекладывает его в другую руку, так же наклоняется и к другой ноге. Наколи дров- кроха стоит, обширно расставив ноги, руки внизу соединены в замок, поднимает руки вверх и с наклоном быстро опускает: раз- дрова, два- дрова, раскололся ствол чуть, бух- дрова, бах- дрова, вот уже полена два. Наклоны с прямыми ногами- для начала помогите крохе: поставьте его спиной к себе и придерживайте колени, не давая им сгибаться, ребёнок наклоняется за игрушкой, после этого выпрямляется, позднее кроха наклоняется самостоятельно, не сгибая коленей, старается достать игрушку либо носки ног. Бутончик- ребёнок стоит, легко расставив ноги, руки опущены, ритмично под чтение стишка наклоняет голову поочерёдно к плечам, вперёд, назад: любой бутончик склониться бы рад направо, налево, вперёд и назад, После этого поднимает руки вверх, склоняя кисти над головой: от ветра и зноя бутончики эти спрятались быстро в цветочном букете. Маятник- ребёнок сидит на полу, скрестив ноги по-турецки, руки лежат на коленях, раскачивает туловище то вправо, то влево, приговаривая: тик-так. Качалка- исходное положение прежнее, кроха раскачивает туловище вперёд-назад. Подними ножки- ребёнок лежит на спине, самостоятельно поднимает прямые ноги и старается дотянуться ступнями до игрушки. Велосипед- ребёнок лежит на спине, легко согнув ноги, поочерёдно сгибает и разгибает ноги, имитируя езду на велосипеде. Присаживание- кроха лежит на спине, придерживая ему ноги, попросите ребёнка сесть, для начала возможно помогать, поддерживая то за одну, то за другую ручку. Напряжённое выгибание: возьми игрушку с пола- сядьте на стул, рядом с собой на пол сбоку положите привлекательную игрушку, положите малыша к себе на колени животом вниз так, дабы плечи и грудь были на весу, поддерживая ребёнка за ноги, предложите ему согнуться и взять игрушку, после этого возвратиться в исходное положение, положите малыша вниз спиной и попросите его согнуться назад и, взяв игрушку, сесть, это упражнение достаточно тяжёлое, особенно для нетренированных детей, исходя из этого достаточно выполнить один-два наклона в каждую сторону. Ёжик- ребёнок лежит на спине, обхватывает руками колени и прижимает согнутые ноги к груди (вот свернулся ёж в клубок, по причине того, что он продрог), после этого опять ложится на спину, потягивается, руки выпрямлены вверх, за голову (лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся). Кораблик- ребёнок стоит на коленях, положив ладони на голову, покачивается в стороны, изображая кораблик на волнах. Повороты в стороны- кроха стоит на коленях, предложите ему брать игрушку с одной стороны и, поворачивая туловище, класть её на другую сторону. Ласточка- ребёнок лежит на животе, руки разведены в стороны, легко прогибаясь, поднимает голову и руки, для начала возможно оказать помощь крохе, поддерживая его за разведённые в стороны руки, кольца. Рыбка- ребёнок лежит на животе, согнутые руки под грудью, прогибает спину, выпрямляя руки, поднимает голову и грудь. Кошечка- подняться на четвереньки, опуская голову, выгнуть спину вверх, как кошка, в то время, когда она злится, после этого поднять голову и прогнуть спину, потягиваясь. Колобок- лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела, сжаться в комочек, притягивая руками колени к груди и стараясь коснуться лбом коленей, покачаться в таком положении вперёд-назад. Брёвнышко- лечь на спину, руки вытянуть вверх, за голову, повернуться, не сгибая ни туловища, ни ноги, на бок, после этого на пузо, покататься брёвнышком по полу. Тачка- ребёнок перемещается на руках по полу. Игра стирка- ребёнок стоит прямо, ноги легко расставлены, руки опущены, поворачивается в стороны, взмахивая руками: Вправо- нечистое бельё, влево- чистое бельё, после этого легко наклоняется вперёд и назад: мы бельё стираем чисто, таз на стул поставим быстро, кроха приседает, колени разведены, руки касаются пола: в тазик мы воды нальём, и бельё в нём простирнём, Поднимается, после этого наклоняется вперёд и, взмахивая руками, поворачивается вправо и влево: а сейчас всё сполоснём, будет чистое бельё, ребёнок стоит, руки согнуты перед грудью, кисти сжаты в кулаки, движения рук имитируют отжимание белья: а сейчас бельё мы выжмем и светлей оно, и чище, позже наклоняется и быстро выпрямляется, подняв руки вверх: и согнёмся мы к тазу с бельём, простыню мы развернём, развернём и встряхнём её легко, да, легко и повесим высоко, высоко. Игра лесная сказка- Дедушка Холод читает стишки: стройненькие ёлочки красуются, зайчики на них наслаждаются (Кроха изображает сперва ёлочку- стоит прямо, руки на поясе, после этого- прыгает, как зайчик(, Дедушка Холод говорит: приморожу-ка я ёлки, распрямлю им все иголки и вершинки распрямлю, отойду и взгляну (ребёнок стоит прямо, ручки опущены ладонями вперёд), возможно ветками махать, лишь стройненько стоять (ребёнок машет прямыми руками вперёд-назад), ой, как метель нас разламывает: то согнёт, то разгибает (кроха, стоя, поднимает руки вверх, после этого наклоняется и, опустив руки, касается пальцами пола), какое количество снега навалило, как нас снегом придавило (ребёнок ложится на пузо, кладёт голову на сложенные руки), возможно, возможно потянуться и немножечко прогнуться, ноги пряменько держать, ветки-руки выпрямлять (ребёнок, лёжа на животе, выпрямляет руки и прогибается, не отрывая легко расставленных ног от пола), и на спинку повернуться, сильно-сильно потянуться (ребёнок поворачивается на спину и потягивается), ноги будем поднимать, поднимать и опускать (ребёнок поднимает выпрямленные ноги), на пузо мы повернёмся и в (имя ребёнка) обернемся (кроха поднимается). Игра баба сеяла горох- все движения ребёнка сопровождаются стишками: баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок (кроха ходит по комнате, легко согнувшись вперёд и размахивая руками, после этого подпрыгивает), обвалился потолок, прыг-скок, прыг-скок (поднимает руки вверх и кладёт ладони на голову), баба шла, шла, шла, пирожок отыскала (ходит по комнате, после этого наклоняется и касается пальцами пола), села, покушала и снова отправилась (ребёнок садится на корточки совершает вид, что ест пирожок, позже поднимается(, баба поднялась на носок, а позже- на пятку, стала русского плясать, а позже- вприсядку (кроха ставит ножку на носок, на пятку, позже танцует, как может). Игра поймай комара- к данной игре нужно готовиться: взять узкий прутик, привязать к нему верёвочку с бумажным комаром, размахивайте комариком, приговаривая: комарика хлоп-хлоп, а то сядет на лоб, слева хлопнем комара, справа хлопнем комара (кроха старается его поймать, рукоплеща в ладоши спереди от себя, поворачиваясь в стороны, наклоняясь, над головой). Игра тачка- ходьба на руках- упражнение, замечательно развивающее мускулы всего тела, предложите ребёнку пройти до какой-либо цели (до двери, до противоположной стенки и тому подобное), любой раз мало увеличивая расстояние.

Гимнастика для ребенка 1 год

Упражнения с флажками

Мелкие дети с наслаждением делают упражнения с флажками. Продемонстрируй и спрячь флажки- ребёнок стоит прямо, легко расставив ноги, руки с флажками опущены, вытягивает руки вперёд при словах: продемонстрируй флажки, прячет их за спину: спрячь флажки. Флажки- вперёд- подняться прямо, ноги врозь, руки с флажками опустить, поднять прямые руки вперёд, после этого опустить. Флажки- в стороны- исходное положение то же, поднять прямые руки в стороны, после этого опустить. Флажки- назад- исходное положение то же, отвести прямые руки вероятно дальше назад и опустить. Флажки- вверх- исходное положение прежнее, поднять прямые руки вперёд-вверх и опустить. Помахай флажками- подняться прямо, ноги легко расставить, руки с флажками опустить, попеременно взмахивать одной рукой вверх, другой- назад. Флажки- к плечам- исходное положение то же, согнуть руки к плечам, держа флажки вертикально, после этого опустить. Скрещивание флажков внизу- ребёнок стоит прямо, руки с флажками отведены в стороны, опускает прямые руки вниз, скрещивая их перед собой, после этого поднимает в стороны. Скрещивание флажков над головой- ребёнок стоит прямо, ноги врозь, руки с флажками внизу, поднимает руки через стороны вверх и скрещивает их над головой, после этого опускает. Ходьба с флажками- кроха ходит по комнате, поднимая флажки по вашему указанию: вперёд, в стороны, вверх. Постучи флажками- ребёнок стоит прямо, ноги врозь, руки с флажками опущены, низко приседает и пара раз стучит флажками об пол, после этого выпрямляется, поднимая руки вверх. Прыгни через флажок- подняться прямо, держа в руке свёрнутый флажок, согнуться, положить флажок на пол у носков ног, выпрямиться, перепрыгнуть через флажок, после этого повернуться и снова перепрыгнуть. Переложи флажок под коленки- сесть на пол, в руках держать флажок, согнуть ноги и под коленями переложить флажок из одной руки в другую. Удержи флажок- сесть на пол, согнув ноги и опираясь руками сзади, флажок положить на пол перед ногами, захватить пальцами обеих ног, поднять над полом и стараться удержать его в этом положении. Повороты с флажками- подняться прямо, ноги врозь, руки с флажками опустить, поворачиваться в стороны, поднимая руки с флажками вперёд. Положи флажок назад- сесть на пол, ноги скрестить по-турецки, в руке держать флажок, повернуться и положить флажок сзади, сесть прямо, позже повернуться и взять флажок, повторить в другую сторону. Спрячь флажок под стул- ребёнок сидит на стуле, держа в одной руке флажок, наклоняется вперёд и кладёт флажок под стул, после этого выпрямляется, руки прячет за спину, опять наклоняется, берёт флажок и, сев прямо, машет им над головой. Достань флажками пол- подняться прямо, ноги врозь, руки с флажками поднять вперёд, согнуться вперёд и достать флажками пол (ноги не сгибать). Покачайся с флажками- подняться прямо, ноги врозь, руки с флажками отвести в стороны, покачиваться вправо и влево, не опуская рук.

Упражнения с мячом

взглянуть на мяч- ребёнок стоит прямо, ноги врозь, в опущенных руках держит перед собой мяч, поднимает мяч над головой и наблюдает на него. Приседание с мячом- подняться прямо, ступни ног поставить параллельно, в опущенных руках держать мяч, присесть, коснуться мячом пола, после этого выпрямиться. Наклоны к мячу- сесть на пол, ноги врозь, в руках держать мяч, согнуться вперёд, положить мяч между ступнями и выпрямиться, после этого согнуться, взять мяч и опять выпрямиться. Перекладывание мяча- сесть на пол, ноги врозь, в руках держать мяч, положить мяч с одной, после этого иначе. Катание мяча (первый вариант)- ребёнок сидит на полу, обширно разведя ноги либо по-турецки, старается прокатить мяч вперёд, подальше от себя. (Второй вариант)- ребёнок сидит на корточках и катает мяч около себя. Перекатывание мяча- кроха ходит по комнате и, наклоняясь вперёд, перекатывает большой мяч по полу, толкая его руками. Мяч около ног- подняться прямо, ноги на ширине плеч, руки с мячом опустить, согнуться и, придерживая мяч руками, прокатить его около одной и другой ноги, взять мяч и выпрямиться. Прокатывание мяча- ребёнок стоит, согнувшись, старается прокатить мяч между ножками табурета и стула. Оттолкни мяч руками- кроха стоит прямо, легко расставив ноги, руки опущены, поднимитесь напротив и, держа мяч на одной руке, предложите ребёнку столкнуть его. Оттолкни мяч ногами- ребёнок сидит на полу, согнув ноги и опираясь руками сзади, подкатите большой мяч и предложите крохе оттолкнуть его от себя обеими ногами. Дети двух лет и старше начинают овладевать бросанием, сначала они только отталкивают мяч кистью руки, после этого неспешно у них появляется верный навык замаха с поворотом туловища в сторону бросающей руки, начинается толчок определённой силы, напрягаются соответствующие группы мышц, научите своего малыша занимать верную позу: при броске правой рукой правую ногу отставляют назад и на неё переносят тяжесть тела, при броске левой,’ напротив, тяжесть тела- на левой ноге. Играйтесь с ребёнком в мячик и дома, и на улице, учите его бросать и ловить мячи разного размера (мелкие- одной рукой, громадные- обеими). Игра всё дальше и выше- в случае если кроха уже хорошо ловит и бросает мяч, возможно понемногу увеличивать расстояние, приговаривая при бросках: кинем дальше, кинем выше. Игра какой мяч больше- разложите пара мячей различного размера, предложите ребёнку выбрать и принести большой мяч, если он совершил ошибку, то объясните отличие, позволяя подержать большой и мелкий мяч и обводя его ручкой по их окружностям, после этого попросите принести мелкий мячик. Игра прокати мяч с горки- эта игра хороша тем, что учит очень небольших детей ловить мяч, кроха катит мяч с горки, а вы ловите его внизу, после этого- поменяйтесь местами. Игра футбол- предложите ребёнку поиграть в футбол, другими словами при ходьбе катать мяч толчками ног. Игра баскетбол- повесьте дома либо во дворе мелкую баскетбольную корзину так, дабы кроха имел возможность бы до неё дотянуться, предложите ему бросать мяч в корзину.

Дыхательные упражнения

эти упражнения просто нужны детям, частенько болеющим простудными болезнями, бронхитами, выздоравливающим по окончании воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика замечательно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, усиливает защитные силы организма. Надуй шарик- ребёнок сидит либо стоит, надуй шарик- обширно разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, после этого медлительно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздушное пространство- ффф, шарик лопнул- хлопнет в ладоши, из шарика выходит воздушное пространство- кроха произносит: шшш, делая губы хоботком и опуская руки. Курочка- ребёнок стоит прямо, легко расставив ноги, руки опущены, разводит руки обширно в стороны, как крылья- вдох, наклоняется, опустив голову и вольно свесив руки, произносит: тах-тах-тах, в один момент похлопывая себя по коленям- выдох. Жук- кроха стоит либо сидит, скрестив руки на груди, разводит руки в стороны, поднимает голову- вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову- выдох, жу-у- сказал крылатый жук, посижу и пожужжу. Трубач- ребёнок стоит либо сидит, руки согнуты, кисти сжаты, как бы удерживая трубу, произносит: тру-ру-ру, бу-бу-бу, подудим в свою трубу. Подуем на плечо- ребёнок стоит, ноги легко расставлены, руки опущены, поворачивает голову направо и, сделав губу трубочкой, дует на плечо, голова прямо- вдох носом, голову влево- выдох, голова прямо- вдох (подуем на плечо, подуем на другое, на солнце горячо пекло дневной иногда), Опускает голову, подбородком касаясь груди, опять делает спокойный выдох, голова прямо- вдох носом, поднимает лицо кверху- выдох через губы, сложенные трубочкой (подуем на пузо, как трубка, станет рот, ну а сейчас- на облака и остановимся пока). Подуй на одуванчик- кроха стоит либо сидит, делает глубочайший вдох носом, после этого- долгий выдох, как словно бы желает сдуть с одуванчика пух (подуй на одуванчик, как дует данный мальчик, подуй, подуй посильнее и станешь здоровее). Косарь- ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены, машет обеими руками вправо и легко назад: зз-уу, возвращается в исходное положение- вдох, машет руками влево и легко назад: зз-уу (косарь идёт косить жнивьё: зу-зу, зу-зу, зу-зу, идёт со мной косить вдвоём: зу-зу, зу-зу, зу-зу, замах направо, а позже налево мы махнём, и без того мы справимся с жнивьём, зу-зу, зу-зу вдвоём). Хомячок- предложите крохе пройти пара шагов (10-15), надув щёки, как хомячок, после этого легко хлопнуть себя по щекам- выпустить воздушное пространство изо рта и пройти ещё мало, дыша носом. Ворона- ребёнок стоит прямо, легко расставив ноги и опустив руки, разводит руки обширно в стороны, как крылья, медлительно опускает руки и произносит на выдохе: каррр, максимально растягивая звук р. Упражнение с флажками- исходное положение прежнее, в опущенных руках- флажки, ребёнок поднимает руки вверх через стороны- вдох, опускает через стороны- выдох через сложенные трубочкой губы. Игра булькание- кроха сидит, перед ним- стакан (либо бутылочка) с водой, в котором- соломинка для коктейля, научите ребёнка, как необходимо дуть в стакан через соломинку, дабы за один выдох оказалось продолжительное булькание, вдох- носом, выдох- в трубочку: буль-буль-буль. Игра мыльные пузыри- эта забава известна всем, научите малыша пускать мыльные пузыри: вдох- носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, долгий и мягкий, тогда пузырь окажется большой и прекрасный. Игра филин- сутки- ребёнок стоит и медлительно поворачивает голову вправо и влево, ночь- наблюдает вперёд и взмахивает руками- крыльями, опуская их вниз, произносит у ффф. Игра кто дальше загонит шарик- сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика, дуйте на шарики, как возможно посильнее, стараясь сдуть их со стола. Игра пушок- привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко, предложите ребёнку дуть на него, следите за тем, дабы вдох делался лишь носом, а выдох через сложенные трубочкой губы. Игры с воздушным шаром, вертушкой- воздушный шар либо вертушку держите на уровне лица ребёнка, предложите крохе очень сильно подуть на шар, так, дабы он взлетел, на вертушку, дабы она вертелась. Игры с дудочками, рожками, свистками, пищалками- подберите дудочку либо свисток с мелодичным звуком и разрешите ребёнку дудеть либо свистеть столько, сколько он захочет, это крайне полезное занятие.

Пальчиковая гимнастика

упражнения для пальцев рук- развитие узких движений, крайне полезны мелким детям, как мы знаем, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, находятся в коре головного мозга рядом между собой, исходя из этого работа пальцев оказывает стимулирующее действие на речевой центр и содействует умственному формированию ребёнка, вы желаете, дабы ваш кроха поскорее заговорил, Тогда занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой ежедневно. Ладони на столе- ребёнок сидит за столом, руки лежат на столе ладонями вниз, на счёт- раз- пальцы врозь, два- совместно. Пальчики здороваются- кроха сидит, руки держит перед собой, на счёт раз- соединяются громадные пальцы обеих рук, два- указательные, три- средние, четыре- безымянные, пять- мизинцы. Человечек- ребёнок, сидя за столом, изображает человечков, сперва указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу, после этого- левой. Дети бегут наперегонки- движения, обрисованные в прошлом упражнении, руки делают в один момент. Коза- кроха изображает козу, вытянув указательный палец и мизинец одной, после этого другой руки. Козлята- то же упражнение, но выполняется обеими руками в один момент. Очки- ребёнок изображает очки, образовав два кружочка из громадного и указательного пальцев обеих рук и соединив их. Зайчик- кроха вытягивает вверх указательный и средний пальцы, большой и безымянный, и мизинец соединяет (зайчик слева). Ладошка- кулачок- ребро- ребёнок сидит за столом, на счёт- раз- кладёт руки на стол ладонями вниз, два- сжимает кулачки, три- кладёт кисти ребром. Деревья- кроха поднимает руки ладонями к себе (деревья стоят), обширно разводит пальцы (ветки раскинулись). Флажок- большой палец вытянуть вверх, остальные соединить совместно. Гнездо- соединить руки в виде чаши, пальцы хорошо сжаты. Корни растения- прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз. Пчела- указательный палец правой, после этого левой руки вращать по оси. Солнечные лучи- скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы. Паук- пальцы согнуты, медлительно передвигаются по столу. Стол- правую руку согнуть в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую. Ворота- соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, громадные пальцы поднять вверх и согнуть вовнутрь. Мост- поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук. Ромашка- соединить руки, прямые пальцы развести в стороны. Ёжик- ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх. Бочонок с водой- легко согнуть пальцы левой руки в кулак и покинуть сверху отверствие. Игра прятки (сжимание и разжимание пальцев рук)- в прятки пальчики игрались и головки убирали, вот так, вот так, так головки убирали. Игра сорока- при произнесении текста ребёнок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой: на слова этому дала сгибает поочерёдно любой палец, не считая мизинца: сорока, сорока кашу варила. Игра пальчик-мальчик- ребёнок соединяет большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, после этого на другой: пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел. Игра белка- кроха держит руку ладошкой кверху, указательным пальцем другой руки водит по ладони, после этого поочерёдно загибает пальцы: сидит белка на тележке, реализовывает она орешки: лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому. Игра данный пальчик- ребёнок поочерёдно разгибает пальцы, сперва на одной руке, после этого- на другой, начиная с громадного: данный пальчик- дед, данный пальчик- бабушка, данный пальчик- папочка, данный пальчик- мамочка, данный пальчик- я, вот и вся моя семья, после этого поочерёдно сгибает пальцы: данный пальчик желает дремать, данный пальчик прыг в кровать, данный пальчик прикорнул, данный пальчик уж заснул, тише, пальчик, не шуми, братиков не буди, поднялись пальчики, ура, в детский сад идти пора. Игра по грибы- кроха поочерёдно сгибает пальцы, начиная с мизинца: раз, два, три, четыре, пять- мы грибы идём искать, данный пальчик в лес отправился, данный пальчик гриб отыскал, данный пальчик чистить стал, данный пальчик всё съел, оттого и потолстел. Игра апельсин- кроха поочерёдно разгибает пальцы, сжатые в кулачок, начиная с мизинца: мы делили апельсин, апельсин всего один, эта долька для кота, эта долька для ежа, эта долька для бобра, эта долька для чижа, ну, а волку кожура. Игра ну-ка, братцы, за работу- ребёнок разгибает пальцы, на одной руке, поочерёдно постукивая по ним указательным пальцем другой: ну-ка, братцы, за работу, продемонстрируй свою охоту, громадному- дрова рубить, печи все тебе топить, а тебе воду носить, а тебе обед варить, а малютке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев забавлять. Игра алые цветы- кроха соединяет руки ладонями друг к другу, в форме тюльпана, медлительно раскрывает пальцы: наши алые цветки раскрывают лепестки (покачивает кистями рук): ветерок чуть дышит, лепестки колышет (медлительно закрывает пальцы): наши алые цветки закрывают лепестки (покачивает сложенными кистями): негромко засыпают, головой качают.

(советы составлены по управлению Красиковой И.С.)