Когда в великий пост можно есть рыбу

15 (28) ноября — 24 декабря (6 января), включительно

7 января Святая Православная Церковь торжественно отмечает великий праздник Рождества Господа Всевышнего и Спаса нашего Иисуса Христа.

Книги и рассказы:

Проповеди:

Чувство благоговения перед тайной Рождества Спасителя в Вифлееме заставляет христианина задуматься о том, как достойно себя подготовить к этому великому празднику. В молитвенной жизни Церкви тайна воплощения равняется тайне воскресения из мертвых, а церковный календарь показывает границы и содержание Рождественского Поста, напоминающего содержание Великого Поста.

Рождественский Пост продолжается сорок дней. Начинается он 15-го /28-го ноября и кончается в ночь под Рождество 24-го декабря /6-го января. За данный период отмечается восхождение напряженности, нарастание ожидания праздника: за пять дней до него, т.е. 20-го декабря /2-го января, начинается пятидневное предпразднство наподобие Страстной седмицы, со своими богослужебными изюминками, а канун праздника, Сочельник, 24-е декабря /6-е января, всецело обособляется по примеру Великой пятницы. Данный сутки в просторечии называется Сочельник, а вернее — Сочевник, от слова сочиво, что означает — отварная пшеница, которую вкушают в знак строгого поста пред этим великим праздником.

В соответствии с Уставу в пост не надеется имеется мяса. Рыбу возможно имеется по воскресениям и субботам, в сутки Введения Богоматери в Храм (21-го ноября/4-го декабря) и по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; а в понедельник, среду и пятницу — лишь в том случае, если надеется в данный сутки всенощное бдение, к примеру — в престольный праздник. В случае если в какие конкретно дни нет особенного праздника, то нужно готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу.

Когда в великий пост можно есть рыбу

Из издания Сурожской епархии Соборный листок №335, ноябрь 1999 г.

Как был установлен Рождественский пост

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В V веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Когда в великий пост можно есть рыбу

Первоначально Рождественский пост продолжался у одних христиан семь дней, у других — больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх заявил, что, не смотря на то, что дни этих постов (Успенского и Рождественского. — Ред. ) не выяснены правилом, понуждаемся, но, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься. от 15 дня ноября».

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и длится до 25 декабря (7 января). продолжается сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, равно как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в сутки памяти св. апостола Филиппа (14 ноября ветхого стиля), то данный пост именуют Филипповым.

Для чего установлен Рождественский пост

Рождественский пост — зимний пост, он помогает для нас к освящению последней части года загадочным обновлением духовного единения с Всевышним и приготовлением к празднованию Рождества.

Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, дабы в течение года мы познали, что без конца нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни неизменно нужно стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

По словам Льва Великого, Рождественский пост имеется жертва Всевышнему за собранные плоды.

«Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы на протяжении этого поста должны быть щедры к бедным».

По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, взял на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и появившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен чтобы мы ко дню Рождества очистили себя покаянием, молитвою и постом, дабы с чистым сердцем, душой и телом имели возможность благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и дабы, не считая простых даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание направляться Его учению.

В то время, когда начали праздновать Рождество

Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских распоряжениях говорится: «Храните, братия, дни торжественные, и, во-первых, сутки Рождества, которое да празднуется вами в 25-й сутки 10-го месяца» (desembri). Там же сказано: «Сутки Рождества да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».

Во втором столетии на сутки Рождества, 25 декабря (юлианского календаря), показывает Климент Александрийский.

В III веке о празднике Рождества упоминает св. Ипполит.

На протяжении гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества.

С того времени, в то время, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества мы находим во всей Вселенской Церкви, как это возможно заметить из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество по земле.

В V веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам малоизвестны, написали для праздника Рождества многие священные песнопения, каковые и сейчас звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Когда в великий пост можно есть рыбу

Как питаться в Рождественский пост

Устав Церкви учит, от чего направляться воздерживаться на протяжении постов — «все благочестиво постящиеся строго должны выполнять уставы о качестве пищи, другими словами воздерживаться в посте от некоторых брашен [то имеется еды, пищи. — Ред. ], не как от скверных (да не будет этого), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, сущность: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а время от времени и рыба, смотря по различию святых постов».

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Помимо этого, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) лишь по окончании вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — не запрещаеться принимать пищу с растительным маслом. Рыба на протяжении Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздничные дни, к примеру, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздничные дни и во дни великих святых, в случае если эти дни приходятся на вторник либо четверг. В случае если же праздничные дни приходятся на среду либо пятницу, то разрешение поста положено лишь на вино и елей.

От 20 декабря до 25 декабря (ветхого стиля) пост улучшается, и в эти дни кроме того в выходные рыба не благословляется. В это же время именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, нужно быть особенно собранными, дабы радостью, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, одновременно с этим нужно нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк альянс неправды», — заповедует Святая Церковь.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, кроме того напротив, возможно и духовно вредным, в случае если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Подлинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост делается всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — зря утешаемся неядением: потому что — в случае если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Всевышнего, как фальшивая, и уподобится злым демонам, ни при каких обстоятельствах не ядушим».

Кое-какие уверены в том, что при современном бедственном положении в России, в то время, когда не выплачивают заработную плат, в то время, когда у большинства нет денег, пост не тема для беседы. Напомним слово Оптинских старцев: «Не желают поститься добровольно — будут поститься недобровольно. «