Проект пасхальные традиции. Проект на тему «пасхальные традиции».

Главная » Проект пасхальные традиции. Проект на тему «пасхальные традиции».

Проект «Светлая Пасха»

Вид проекта – познавательно-творческий.

Тип проекта – групповой, краткосрочный – две недели.

Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Проблема. Приближается Пасха – главный православный праздник в году. Это не только конец поста и разгар весны, а еще и причина для рукодельных подарков. Так и у нас один мальчик принес в детский сад, изготовленную совместно с мамой, поделку к Пасхе в подарок для нас — воспитателей. И у детей возникли вопросы, к какому празднику подарок, что это за праздник, как его празднуют и т. п. Таким образом, с этого подарка и вопросов детей возникла идея разработки проекта по теме: «Светлая Пасха».

Актуальность. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы.

Цель: Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомления с православными традициями.

Задачи:

· Способствовать формированию представлений у детей о православном празднике «Светлое Воскресение Христово», его историей, обычаями и обрядами.

· Развивать интерес к культуре предков.

· Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.

· Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.

· Привлечь и вовлечь родителей в воспитательный образовательный процесс для совместной работы по теме проекта.

· Создать условия для духовно-нравственного воспитания детей: пополнить методический материал, картотеки – стихи, рассказы о Пасхе, подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности, игры, иллюстративный материал, создание развивающей зоны к Пасхе (материал, атрибуты, иллюстрации, выставка художественно-декоративных поделок, ширма «Светлая Пасха»), создание фотовыставки «Как мы дома праздновали Пасху?»

Ожидаемый результат

· Сформированы представления у детей о православном празднике «Светлое Воскресение Христово», его историей, обычаями и обрядами.

· Сформирован устойчивый интереса к культуре предков и истории христианского праздника Пасхи.

· Принимают участие семьи воспитанников в воспитательном образовательном процессе.

· Расширение активного и пассивного словаря детей по теме.

· Созданы условия для духовно-нравственного воспитания детей: пополнены методический материал, картотеки: стихи, рассказы о Пасхе, подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности, игры, иллюстративный материал, создание развивающей зоны к Пасхе (материал, атрибуты, иллюстрации, выставка художественно-декоративных поделок, ширма «Светлая Пасха»), создана фотовыставки «Как мы дома праздновали Пасху?»

· Постановка новой задачи. Узнать, как празднуют Пасху в других странах?

Ø Выставка детских работ

Ø Выставка развивающей зоны «Светлая Пасха»

Ø Фотовыставка «Как мы дома праздновали Пасху»

Ø Театрализация «Пасхальный теремок»

Интеграция образовательных областей:

Познание → Коммуникация → Социализация → Музыка → Художественное творчество → Физическая культура → Здоровье → Безопасность → Чтение художественной литературы .

Виды деятельности, которые используются в педагогическом процессе:

· Игровая (дидактические игры, подвижные игры, игровые ситуации, народные игры);

· Коммуникативная (ситуативный разговор, беседы, рассказывание, рассмотрение иллюстраций);

· Познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, реализация проекта);

· Чтение художественной литература (чтение, аудирование, обсуждение, разучивание стихотворения, театрализованная деятельность);

· Продуктивная (рисование, лепка, аппликация , творческие задание, изготовление сувениров);

· Двигательная (подвижные игры, игровые упражнения)

· Музыкально-художественная (пение, игры с музыкальным сопровождением)

Механизм отслеживание результатов:

· Беседы с детьми.

· Выставка детских работ.

· Наблюдение.

Интегративные качества воспитанника, которые он может приобрести в ходе реализации проекта.

Физически развитый. У ребенка формированы основные физические качества и потребность в двигательной активности; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным. Задает вопросы взрослому. Ребёнок способен самостоятельно действовать, в затруднительных ситуациях обращается за помощью к взрослому. Принимает активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме).

Ребенок имеет представление:

о семейных традициях;

об обществе, его культурных ценностях и своем месте в нем;

о государстве, и принадлежности к нему;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности . Умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Этапы работы над проектом (реализация проекта):

Подготовительный этап.

ПАСХАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Где спрятано яичко?

Дети по очереди отыскивают заранее спрятанные старшими склеенные в форме яичек бумажные или картонные конверты с маленькими сюрпризами, конфетами, переводными картинками, открытками, мелкими игрушками.

Где яички варятся?

Дети раскладывают на столе яички. В старину их накрывали шапками, для сегодняшней игры можно взять пластмассовые стаканчики из-под йогурта. Пустые перевернутые стаканчики ставят на стол.

Один из участников на время выходит из комнаты. Его зовут обратно и спрашивают: «Где яички варятся?» Водящий указывает на один из стаканчиков и поднимает его.

Если там есть яичко, то забирает его себе как приз.

Катание яиц навстречу друг другу

Играют на гладком полу или столе.

Двое игроков становятся напротив друг друга и катят яйца навстречу друг другу. Один говорит: «Христос воскрес!», другой отвечает ему: «Воистину воскрес!».

Задача игроков – столкнуть яйца друг с другом. У кого яйцо разобьется, то проиграл и отдает его победителю.

Раскрути яйцо

Играют двое игроков. У каждого – свое яйцо. Одновременно игроки раскручивают свои пасхальные яйца на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться – тот и выиграл. Победитель забирает яйцо проигравшего игрока.

Играть можно не только вдвоем, но и втроем, вчетвером, тогда победитель забирает уже не одно яичко, а все яйца проигравших.

Яйцо в ложке .

Каждой команде выдаются ложка и яйцо. Не выронив яйца из ложки, нужно добежать до финиша и обратно, передать ложку с яйцом другому. Какая команда справится быстрее?

Поиск яиц

С пришедшими в гости детьми можно провести такую игру: кто-нибудь из старших заранее прячет в разных местах яйца с сюрпризами — картонные, пластиковые, склеенные конвертики в форме яиц с маленькими призами (можно, конечно, спрятать и такие популярные у нынешних детей лакомства с игрушкой, как «Киндер-сюрприз»).

Если детей будет много, можно разделить их на две команды, каждая из которых будет стремиться выиграть как можно больше яиц в отведенное для этого время. Конечно, надо постараться, чтобы каждый ребенок нашел хотя бы одно яйцо и в качестве приза унес домой.

Чоканье яйцами

Это старинная русская забава.

Один ребенок держит яйцо носиком вверх, а второй – бьет его носиком другого яйца. Тот, у кого яйцо остается целым, забирает «побежденное» яйцо и продолжает игру с другими.

Катание яиц.

Старинная игра, в нее играли еще наши бабушки и дедушки. Для нее нужен лоток, который необходимо поставить с наклоном. Внизу положите одеяло или что-то мягкое, чтобы яйца не раскатывались далеко и не разбились раньше времени. Интереснее, когда играет несколько человек. Суть игры в следующем: участники по очереди пускают яйца по лотку вниз на одеяло. Если яйцо участника, скатившись с лотка, ударяет уже лежащее яйцо, значит, участник выиграл. Чтобы направить движение яйца в нужную сторону, необходимы сноровка и ловкость. Игра вызывает много веселья и смеха и доступна всем, даже самым маленьким в семье.

Катись, катись, яичко

Дети встают в круг. Водящий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо — ребенку в противоположной части круга. Со словами песенки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.

Слова песенки: Катись, катись, яичко,

По нашему кружочку.

Найди, найди, яичко,

Для себя дружочка.

С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга и отдают яички водящему. Тот говорит:

В круг, дружочки, выходите

И вдвоем для нас спляшите.

Все хлопают. Дети пляшут по одному или в паре.

В эту игру можно играть и с одним пасхальным яйцом. Тогда один ребенок пляшет.

Можно передавать яйцо, сидя за столом. Можно разнообразить задания: не только сплясать, но прочитать стихотворение, спеть песенку, загадать загадку.

Игра по типу «найди клад».

Взрослый заранее прячет в доме яйца с сюрпризами – конвертики в форме яичек, в которые вложены маленькие подарочки или сладкие призы. Если детей много, они могут разделиться на команды. Задача команд: найти как можно больше яиц за определенное время.

Надежда Соколова
Проект на тему «Праздник Светлой Пасхи»

Проект на тему «Праздник Светлой Пасхи »

Праздник Пасхе- светлый , чистый. День, когда Христос воскрес…

Радость солнышком лучистым

Улыбается с небес. (И. Дарнина)

Пасха – это один из самых ярких, весёлых и интересных религиозных праздников для детей и взрослых. Это тот праздник , когда за столом собираются много людей. Родственники, друзья, дети дарят друг другу подарки : маленькие, красиво украшенные писанки, крашеные отварные, декоративные яйца, а также пасхальные сувениры : птички, свечи, зайчики, веночки, корзинки и т. п.

Именно Пасха считается большим семейным праздником , к которому нужно готовиться каждому члену семьи. Так давайте подготовимся к нему как следует! Поэтому, готовиться к Пасхе нужно заранее . Важно сначала рассказать ребёнку, что это за праздник и почему его празднуют , чтобы ему было интересно поучаствовать в подготовке и создать что-то новое своими руками. Затем вместе с малышом можно подумать, чем лучше порадовать ваших близких в этот день, какие приготовить подарки. Конечно, самый традиционный подарок на Пасху – крашеное яичко «Дорого яичко ко Христову дню» , – подбадривает народная пословица юных мастеров и мастериц, заранее готовящих подарки к празднику .

Также важно творчески подойти к встрече Пасхи . Тут возможны различные варианты работы, которую могут провести как родители, так и воспитатели детских садов.

Актуальность.

Как рассказать ребенку о Пасхе ? Церковные праздники – тема деликатная . Есть семьи истинно верующие, но ведь существуют и атеисты! Хотя последние тоже зачастую едят крашеные яйца и куличи. Просто так, по сложившейся традиции.

К самым ненавязчивым способом знакомства малыша с историей Пасхи будет чтение Детской библии или просмотр фильмов на эту тему . Конечно, скорее всего, ребенок воспримет все это как сказку. Ничего страшного. Подрастет, поймет и сделает свой выбор. пусть малыш примет непосредственное участие в подготовке к празднику . Ему доставит огромную радость самостоятельно разрисовать яйцо или украсить кулич. Именно время подготовки можно использовать для собственного рассказа о Пасхе , чтения стихов, посвященных Светлому Воскресенью .

Объясните малышу, что яйцо олицетворяет начало новой жизни, а кулич напоминает о присутствии Бога (или высшей силы) рядом с человеком. В Пасху принято дарить подарки, отправлять родным и друзьям пасхальные открытки . Никто не должен быть одиноким в этот праздник !

Вашей целью должно быть воспитание в ребёнке добра, чуткости и милосердия ко всем окружающим.

Проблема :

Пасха – праздник для детей чудесный и в то же время не очень понятный! Дети задают много вопросов, но как на них ответить правильно и доступно? Как рассказать детям об истории праздника , его традициях и символах, о развлечениях в праздник Пасхи ? И часто возникает некое сомнение, стоит ли рассказывать детям о христианских праздниках , как воспримут такую информацию родители? Ведь есть семьи, которые считают, что такая информация необязательна для ребёнка.

Тип проекта : Познавательно-творческий.

Срок реализации : краткосрочный-2 недели.

Участники проекта : Дети 4-5 лет, родители, педагоги, музыкальный руководитель.

Цель проекта : Приобщение, расширение знаний дошкольников о традиции .

Задачи :

праздником «Светлое Воскресение Христово» , с его историей.

праздником .

компетенции

Приобщение, расширение знаний дошкольников о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха .

Задачи :

Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово» , с его историей.

Развивать интерес к культуре предков.

Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником .

Развивать коммуникативные и информационные компетенции : сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.

Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству.

Активизировать совместное детско- взрослое общение.

Формы реализации проекта .

Занятия.

Досуговая деятельность.

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность детей.

1 этап организационно-подготовительный

Цель : определение основных направлений реализации проекта , подборка программно-методического обеспечения.

Вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта ;

Анкетирование родителей;

Оформление уголка для родителей по православному празднику Пасха .

Подбор наглядно-дидактического материала

. – рассматривание с детьми Детской Библии.

Подбор необходимой литературы.

2 этап — рефлексивно-диагностический

Цель : выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта .

Реализация плана проекта с детьми , родителями, педагогами;

. –Беседа с детьми на тему «О Пасхе »

Проведение подвижных пасхальных игр «Кто найдёт больше яиц?» «Катание яиц с горки» «Чьё яйцо дольше прокрутиться» «Бой яйцами» «Докати до игрушки» «Солнечные зайчики» .

Драматизация сказки «Курочка Ряба»

Изготовление аппликации — открыток к Пасхе .

Консультация для родителей «Какие игры можно играть с ребёнком на Пасху 

Консультация для родителей «Приобщение детей к русской культуре через народные праздники и традиции ».

Рассматривание пасхальных картинок .

Составление рассказа с детьми «Как мы праздновали Пасху » .

.Конструирование :- изготовление цыплёнка из киндер-яйца, подставки для яйца «Петушок» пасхального кролика .

3 этап – Практический, (непосредственное проведение праздника пасхи .

Проводится выставка рисунков, сувениров, сделанных детьми и их родителями.

Подведение итогов проектной деятельности ;

Представление материалов проекта на педсовете ;

Материально-техническое оснащение :

Методическая литература.

Мультимедийное оборудование.

Костюмы к сказке.

Пасхальные картинки .

Цветной картон, цветная бумага,ножницы,фломастеры, гуашь,кисти, клей, ячейки для яиц, киндер-яйца, втулки от туалетной бумаги.

Интернет-ресурсы.

Литература 1. Князева О. Л. Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» С. П. б. Детство-Пресс. 2010г.

2 «.Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду 

3. «Ребёнок в детском саду» 1.2007г. стр. 74. «Со Светлой Пасхой » .

4. «Ребёнок в детском саду» 2. 2007г. стр. 47. «Писанки для Алёнки»

5. «Детская библия» Институт перевода библии. 1996г.

Оглавление

1. Введение

1.1.Обоснование выбора темы. 3 стр.

1.2.Цель. 3 стр.

1.3.Задачи работы. 3 стр.

2. Основная часть проекта.

2.1.О Пасхе Христовой. 4-6 стр.

2.2.Как праздновали Пасху на Руси. 6-8 стр.

2.3.Пасха в России. 9-10 стр.

2.4.Как празднуют Пасху. 11 стр.

2.5. Что подарить на Пасху. 12 стр.

2.6.Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца. 12 стр.

2.7. Почему мы красим яйца на Пасху. 13 стр.

2.8.Разноцветные пасхальные яйца. 14-15 стр.

2.9.Самая вкусная пасха. 16стр.

2.10.Самый вкусный кулич. 16стр.

2.11.Пасхальные игры, гадания, приметы. 17 стр.

2.12.Это интересно. 18 стр.

3. Заключительная часть. 19 стр.

4. Список использованной литературы. 20 стр.

5. Приложение. 21 стр.

1. Введение

1.1. Обоснование выбора темы проекта.

Почти все дети нашего класса принимают активное участие в Пасхальном празднике: пекут куличи и пасхи, красят яйца, но мало кто знает об истории и традициях этого праздника.

1.2. Цель.

Изготовление пасхального сувенира.

1.3. Задачи работы.

Узнать об истории возникновения этого праздника, о том, как праздновать, что дарить.

Выяснить, почему красят яйца, пекут куличи и пасхи.

Познакомиться с пасхальными играми, гаданиями, приметами.

Вступление

Христос воскрес! Опять с зарёю

Редеет долгой ночи тень,

Опять зажёгся над землёю

Для новой жизни новый день.

Ещё чернеют чащи бора;

Ещё в тени его сырой,

Как зеркала, стоят озёра

И дышат свежестью ночной;

Ещё в синеющих долинах

Плывут туманы… Но смотри:

Уже горят на горных льдинах

Лучи огнистые зари!

Они в выси пока сияют,

Недостижимой, как мечта,

И непорочна красота.

Но, с каждым часом приближаясь

Из-за алеющих вершин,

Они заблещут, разгораясь,

И в тьму лесов и в глубь долин;

Они взойдут в красе желанной

И возвестят с высот небес,

Что день настал обетованный,

Что Бог воистину воскрес!

Иван Бунин

2. Основная часть проекта

2.1. О Пасхе Христовой.

Пасху празднуют не только глубоко верующие люди, но и семьи, которые нечасто ходят в храм. Любят этот праздник и дети. Еще бы! В этот воскресный день семья собирается за большим столом с разнообразными крашеными яйцами, куличом, который бабушка печет лишь раз в год.

Пасха – это воскресение, оживление, победа жизни над смертью. Воскресение происходит в природе. Мы знаем, что, как бы ни было холодно зимой, она закончится и придет весна, мы будем радоваться тому, что все снова оживает. После ночи обязательно наступает рассвет – это тоже воскресение. А Пасха – оживление души каждого из нас.

Христос воскрес на второй день после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства.

Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.

Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!» Смерти больше нет.

Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» — благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину воскресе Христос!»

2.2. Как праздновали на Руси Пасху.

На Руси празднование Пасхи было введено в конце Х века. У нас Пасха с самого начала отмечалась широко, ибо являлась любимейшим народным праздником, когда «душа русская как бы растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви и когда люди всего больше чувствуют живую, сердечную связь с великим Искупителем мира».

Пасху встречали во всяком уголке – от Кремлевского дворца до самого бедного дома праздник разливался по Руси. Иностранный путешественник в своей книге о России писал так: «По всем городам и деревням страны, на всех больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными вкрутую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их, сколько нужно кому. Ни одного яйца не берегут для себя. Всю Пасху все люди, богатые и бедные, дворяне и простолюдины, мужчины и женщины, парни и девушки, слуги и служанки, носят при себе крашеные яйца, где бы они ни были, куда бы ни шли, а при встрече с кем-нибудь, знакомым или незнакомым, здороваются, говорят: «Христос воскресе!», а тот отвечает: «Воистину воскресе!», и дают друг другу яйца, целуются, а потом каждый идет своей дорогой, пока не повстречается, опять с кем-нибудь и не исправит такого же обряда, так что иногда тратит до 200 яиц в день.

Торжественно праздновали Пасху русские цари. Бояре, окольничие и все, кто молился в соборе, подходили к патриарху, целовали его в руки и получали либо золоченые, либо красные яйца – высшие по три, средние по два, а младшие по одному… После заутрени из Успенского собора государь вместе с многочисленным «чином» шествовал в собор Архангельский, где, соблюдая древний обычай, прикладывался к иконам и святым мощам и «христосовался с родителями», то есть поклонялся их гробам…. На другой или третий день праздника, а чаще всего в среду Светлой недели, государь принимал в Золотой палате, в присутствии всего царского чина, патриарха и духовных властей, приходивших с приносом или дарами: образами, крашенными и расписанными яйцами. Приходили многочисленные делегации от монастырей, от подворий, гости из всех русских городов…».

Особенно трепетно относилась к празднику Воскресения Христова деревня. В деревнях приготовления к Пасхе велись очень тщательно и загодя. Всю Страстную седмицу крестьяне приводили в нарядный вид свои жилища: белили печи, мыли лавки, скоблили столы и т.п. В это время мужики заготавливали дрова, хлеб и корм для скотины. В субботу всем миром шли в церковь святить куличи, яйца и пасху. Все приготовленное клали на большое блюдо, перевязывали специальным расшитым полотенцем, украшали цветами. К вечеру Великой субботы народ спешил в церковь слушать чтение «страстей». Пасхальная ночь получалась особенно торжественной и красивой – зажженные фонари и костры освещали церковь и колокольню. С первым ударом колокола народ устремлялся в храм слушать утреню. Возле иконостаса и около церковных стен расставлялась принесенная для освящения пасхальная снедь. Ровно в 12 часов, после утрени, в ограде начинали палить из пушки или из ружей. Все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и тогда под звон колоколов раздавалось «Христос Воскресе». После окончания литургии начиналось освящение куличей и пасх.

Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках оставляли кусок пасхи и кулича (обязательно освященного, ведь, не пройдя освящения, кулич так и остается всего лишь сдобным пирогом). Лишь после этого можно было идти домой – христосоваться и разговляться с домашними. К разговенью матери всегда будили детей (даже самых маленьких), приговаривая: «Вставай, детеночек, подымайся, нам Божинька пасочки дал».

2.3. Пасха в России.

«Дорого яичко ко Христову дню».

Пасха Христова – сама Благодать жизни, веселье душевное, Воскресшему Господу слава!

В старину на Руси перед Пасхой хозяева мели дворы и убирались в доме, ходили в баню, закупали на рынке провизию для розговин, пекли куличи, делали творожные пасхи, красили яйца в луковой шелухе.

В витринах московских лавок кружились маленькие карусели с расписными пасхальными яичками – ребятне на радость. Булочные по всей Москве принимали заказы «на куличи, пасхи и греческие бабы». Старые москвичи в Замоскворечье пекли куличи дома: для гостей, для слуг, для бедных родственников.

На кухне запекали целого поросенка, барашка или окорок, жарили телятину. По традиции крашеные яйца укладывали на деревянное блюдо среди проращенной зелени овса или пшеницы, перевязывали вышитым рушником и украшали цветами.

В ночь Великой Субботы повсюду на Руси к храмам спешили православные люди: через поля, через луга, через леса, по тропинкам и дорогам. Задолго до службы собирались вокруг церквей в ожидании крестного хода. Грамотные читали на клиросе Деяния Апостолов. Жгли большие костры из смоляных бочек в память о холодной ночи, проведенной Христом при дворе Пилата.

И вот первый благовест большого колокола… Всколыхнулась толпа, зажглись в руках свечи, духовенство в светлых ризах с крестами, с хоругвями, с иконами вышло из храма, и голос хора возвестил радость великую: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси!»

Утро Пасхи – перезвон колокольный по всей Москве! Во времена царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц! Раздавали куриные и лебединые, гусиные, утиные, даже деревянные и костяные, резные и расписные.

В домах еще до Заутрени накрывали стол для розговин. Плох был тот хозяин, если не выставит на стол поросенка, колбасу, пасху с крашеными яйцами. Всего вдоволь! У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней прошедшего поста. Обязательно приглашали в гости кумовьев и сватов. Христосовались друг с другом, садились за стол разговляться, потом отдыхали. Всю Светлую седмицу священники служили по храмам пасхальные молебны. С раннего утра на колокольнях трезвонили во все колокола, каждый мог в этот день стать звонарем, никому отказа не было.

По благочестивому обычаю на Пасху навещали бедных по богадельням и приютам. Тайную милостыню творили. Заключенным разговеться присылали, собирали деньги для выкупа из тюрьмы должников. Странников, юродивых и увечных в своих домах досыта кормили. И так всю Святую неделю, а то Пасха будет не в радость.

2.4. Как празднуют Пасху.

К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом – временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила.

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном богослужении. Оно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «легкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом – большинство церквей в пасхальную ночь переполнены прихожанами.

На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!»

Придя домой, а иногда прямо в храме, устраивают пасхальный пир.

В течение пасхальной недели во всех церквах, как правило, разрешается любому желающему звонить в колокола.

Празднование Пасхи продолжается сорок дней – ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе – самой торжественной – ходят, друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.

2.5. Что подарить на Пасху?

Невозможно представить себе пасхальное поздравление без красного или расписанного яйца. Обычай обмениваться на Пасху красным яйцом, говорят «Христос Воскресе!», очень давний.

Христос дал нам жизнь, а яйцо – это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо. Все христиане и приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни.

2.6. Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца.

С давних времен хранится в Православной Церкви обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!», начиная, таким образом, свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины и теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа – два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры – служить видимым знаком блаженного воскресения мертвым, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа – Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смертления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

2.7. Почему мы на Пасху красим яйца.

На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? История сохранила нам такое придание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным сторонам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей также, как любил Он.

Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.

Но когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

2.8. Разноцветные пасхальные яйца.

Крашенки – от слова красить. Красить яйца можно по-разному. Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине. Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковой шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют шелуху и варят 15-20 минут, пока яички не приобретут нужный цвет. А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.

Драпанки. Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом – ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо карандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет – в правый. Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.

Крапанки – от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.

Писанки – это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки – настоящие произведения народного творчества. Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного орнамента, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине – в красный, черный и белый, на Полтавщине – в желтый, светло-зеленый, белый. Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым – крестильная сорочка писанки. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску – «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи. Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого. В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области создан музей писанки.

Традиционным пасхальным блюдом является пасха – творог со сметаной или сливками, спрессованный в виде усеченной пирамидки. На боковых ее сторонах изображается крест и буквы «ХВ», что означает Христос Воскрес.

На освящение лучше приготовить одну пасху в красочном виде.

2.10. Самый вкусный кулич .

Кулич – это сладкий, сдобный, пасхальный хлеб – обязательное пасхальное блюдо. Для его приготовления тесто замешивают в ночь с четверга на пятницу, весь день в пятницу пекут, а в ночь с субботы на воскресенье – освящают.

2.11. Пасхальные игры, гадания и приметы.

Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или саду. Кто-нибудь, из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на «команды», и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.

Дети любили, и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.

Пасхальное гадание.

В пасхальные вечера девушки капали в крутой кипяток сырое яйцо – каждая по три капли. Фигурки, которые при этом получались, предвещали женскую судьбу, удачное ли будет замужество, богат ли будет дом, хороши ли дети.

Пасхальная примета.

Девушки внимательно рассматривали пасхальное яйцо в разрезе: чем ближе желток к краю белка, тем ближе замужество; чем ярче желток – тем удачнее брак.

2.12. Это интересно.

Украшение яиц на Пасху, игры с ними в каждой стране происходят по-разному.

В Венгрии, например, белую скорлупу разрисовывают ярко-красным узором.

В Польше рисунок геометрический, завершает его крест или рыба.

В Румынии яйца красят в пунцово-красный цвет, символизирующий кровь Христа.

А в России яйца красят старым проверенным способом: цветными нитками, лоскутками, луковой шелухой.

В Великобритании в Пасху яйца даже использовали для игр. Одна из самых популярных – катание яиц (сырых или сваренных вкрутую) с горки. Эта игра символизирует библейскую легенду о камне, который скатился с могилы, где похоронили Христа.

В Сербии крестьяне закапывали яйца в виноградники, надеясь на богатый урожай.

В Румынии и России перед Пасхой деревенские дети ходили по домам и собирали яйца, которые потом в Пасхальное воскресенье раздавали бедным.

3. Заключительная часть

В своем проекте я хотел показать значимость и необходимость знания и соблюдения православных праздников, в данном случае праздника Светлой Пасхи.

Работа над проектом принесла мне удовлетворение, потому что я узнал много нового, интересного; приобрел умения находить и обрабатывать необходимый материал; работать на компьютере. А самое главное – накопленный материал воплотился в творческий продукт – сувенир–оберег, который можно преподнести в качестве подарка родным и друзьям. Считаю, что цель моего проекта полностью достигнута.

Я уверен, мое расписное пасхальное яйцо понравится всем.

4. Список использованной литературы.

1.А.В.Терещенко «История культуры русского народа» Москва ЭКСМО 2007 г.

2.А.В. Кураев«Основы православной культуры» 4-5 классы. Москва «Просвещение 2010 год.

3.«Празднуем Пасху всей семьей» (перевод Одинцовой С.Н.; под редакцией Левкиной Т.). Москва. Торговый дом «Издательство Мир книги», 2006 г.

4.Л.Ляховская «Энциклопедия православной обрядовой кухни» Праздники, обычаи, обряды. Москва 1998год.

5.Барнс Т. «Библия для детей». Астрель, АСТ, 2007 г.

Приложение

Фотографии дружной семьи Спасельниковых во время подготовки к Светлому празднику Пасхи.

Гуренко Жанна

проект представляет собой текстовый материал о православном празднике Пасхи

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» филиал в с. Крутец

Пасха

обучающаяся 5 класса

Руководитель: Ненахова Наталья Ивановна,

Учитель ОРКиСЭ

2016 год

Введение…………………………………………………………………………3

Цель, задачи, предмет изучения, гипотеза, способы и методы изучения….……………………………………………………………………..3

Глава 1. История празднования Пасхи

1. Предыстория Пасхи…………………………………………………………4

2.С какими событиями связан праздник Пасхи..……………………..………4

3.Когда Пасху стали отмечать как христианский праздник………………..5

4.Значение Пасхи………………………………………………………………5

Глава 2. Что предшествует празднику Пасхи

1.Пост в жизни верующих. ……………………………………………………5

2. Страстная неделя………………………………………………………………5

Глава 3. Праздник Пасхи ………………………..………………………………….6

1.Пасха — семейный праздник…………………………………………………6

2.Символы Пасхи………………………………………………………………7

3.Пасха в устном народном творчестве…………………………………… 10

Заключение ……..………………………………………………………..… 10

Литература …..….…………………………………………………….……. .11

Звон в рассвете неумолкаемый.

В солнце и звоне утро.

Пасха красная. (И.Шмелёв)

Введение

Этот праздничный день всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. К нему христиане готовятся весь год, ждут его и стар, и млад. Русские люди считают Пасху главным христианским праздником. В этот день наряжаются в праздничную одежду и обед готовят тоже праздничный. Для верующих Пасха — это окончание Великого поста, а для всех вместе, включая и неверующих,- радость встречи с родными и друзьями за особым праздничным столом, к достоинству которого можно отнести традиционные, чисто российские блюда.

Цель проекта: познакомиться с историей праздника Пасхи, традициями празднования его в России, символами Пасхи в зарубежных странах.

Задачи: 1. По разным источникам узнать об истории праздника Пасхи.

2. Проанализировать и выбрать нужную информацию и представить её в виде презентации.

Предмет изучения: христианский праздник Пасхи.

Гипотеза: мы предполагаем, что в основе праздника Пасхи лежат очень важные для христианского мира события, повлиявшие в дальнейшем на распространение христианской религии.

Способы и методы изучения: изучение и анализ разных источников литературы.

Сердца свободны от страстей…
Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей!..
Христос воскрес!..
О миг священный!..
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной!..

Христос воскрес!
Христос воскрес!

Жизнь Христа не закончилась Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Слово “Пасха” еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. Евреи называли этот праздник «Песах». В христианской церкви слово “Пасха” получило особый смысл и стало обозначать “прехождение от смерти к жизни”.

Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн — ученик Христа — пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, а гроб пуст, на камне же сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел сказал: “Не бойтесь, я знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал”. Со страхом и радостью поспешили пришедшие возвестить всех об увиденном.

А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и, воскреснув, избавил людей от власти смерти.

Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило — это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. (слайд 4)

Христиане верят, что с ними однажды произойдёт то же, что произошло с Иисусом Христом. Они воскреснут. Для христиан это означает, что как Христос не остался у смерти в плену, так и все люди. Однажды Бог всех вернёт к жизни.

За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.

(слайд 5)

Пост — это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время

особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная

неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботу прихожане идут в церковь на службу и освящение пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье . (слайд 6)

Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова “Христос Воскресе!” — “Воистину Воскресе!”. Совершается Крестный ход вокруг церкви.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа. (слайд 7)

Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются. (слайд 8 )

Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасху, яйца. После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи. (слайд 9)

А следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, православные ходят друг к другу в гости, затевают всякие развлечения.

У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо .

Кулич – “праздничный” вид хлеба, который выпекается в особых случаях.

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них. (слайд 10)

Пасха символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца. (слайд 11)

Яйцо – символ жизни, её возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. (слайд 12)

Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах, напоминающих олимпийские, в разные страны и города . (слайд 13)

В зарубежных странах есть свои символы Пасхального празднования . Пасхальный кролик – символ плодородия и процветания. (слайд 14)

Ягненок – символизирует Агнца Божьего, то есть Христа, им украшают праздничный стол. (слайд 15)

Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире. (слайд 16)

Пасхальные венки – символ всепобеждающей жизни на Земле . (Слайд 17)

А вот загадка.Что такое: красное катается – всему миру чудо оповещает?(пасхальное яйцо). (слайд 18)

На Пасху яйца красят чаще всего в красный цвет? Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: “Христос воскресе!” На это Тиберий ответил: “Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным”. И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: “Воистину воскресе”. Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.

(слайд 19)

На Пасху яйца красят и в разные цвета и дарят со словами “Христос Воскресе!”

В ответ следует сказать “Воистину Воскресе!” и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему.

Верующие обмениваются пасхальными яйцами.

Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.

С давних времён к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – “писанки” и “крашенки”.

“Крашенки” — это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей (луковой шелухой, листьями березы, дуба, крапивы, еловых шишек) (слайд 20)

“Писанки” — яйца, которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков, узоров, орнаментов . (слайд 21)

Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости, а также помогают больным, немощным и обездоленным.

(слайд 22)

Любимые игры –это игры с пасхальными яйцами: катание яиц, битье яиц, «крутись яйцо» и другие) (слайд 23)

Были и другие забавы — подвижные игры (эстафета с яйцом). Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях. (слайд 24)

На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона. (слайд 25)

Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния.

(слайд 26)

В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику: помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки.

(слайд 27-28)

Народ слагал о Пасхе пословицы и поговорки.

1.Дорого яичко ко Христову дню.

2.Чужая ласка — сироте Пасха.

3.Христово Воскресенье всем на веселье!

4.Он как ребенок, не позабавишь пасхальным яичком – обидится.

5.После масленицы великий пост, а за страстной — Пасха.

6.И дитя знает, что Христов день.

Вот ещё один обычай, над которым следует задуматься. Во все следующее за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью. На Пасху даже русские государи посещали тюрьмы, больницы, богадельни, пленных иностранцев и колодников и, приветствуя их: «Христос Воскрес!», наделяли одеждой, деньгами, пищей.

Заключение: Этот величайший праздник стоит особняком в ряду православных праздников. «Ныне спасение миру — миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, — восходите и вы; Христос из гроба, — освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». (Святой Григорий Богослов)

Вывод: Значение Пасхи для христиан огромно. Может быть, именно сегодня, в наше переломное время особенно необходимо посещение бедных, больных, стариков, которых надобно угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и теперь будет в чести этот милосердный обычай.

Источники

1.А.В. Кураев. Основы православной культуры (Москва «Просвещение» 2012)

2. http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon416.htm?id=416

4.С.А.Шмаков. Нетрадиционные праздники в школе (Москва «Центр гуманитарной литературы» 2005)

5.А.В.Белов. Когда звонят колокола (Москва Просвещение 1988)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №52

г. Липецка

Исследовательская работа

Выполнил:

ученик 4 а класса

Мончук Игорь

Руководитель:

Постика Е.А.

учитель ОРКСЭ

г. Липецк

2015г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………..………..….3-4

……………………………..….5

2. Пасхальные традиции ……………………………………………..….6

2.1. Как украшают дом к празднику.…………………………………….6

2.2. Пасхальный стол ………………………………………………..7-10

2.3. Пасхальные открытки……………………………………………..10

2.4.Пасхальное богослужение………………………… ………………11

2.5. Пасхальные обычаи………………………………………………11-12

2.6. Пасхальные забавы, игры……………………………………….13-14

2.7. Народные приметы, поверья……………………………………14-15

Заключение ………………………………………………………………….16

Список используемой литературы ………………………………………17

ВВЕДЕНИЕ

На Руси праздники всегда любили, потому что народ, умея трудиться, умел и веселиться. Мы привыкли к тому, что праздники — это дни отдыха и веселья. Но разве лишь в том их смысл? Разве не в том в первую очередь, что они связаны с чем-то особенным, важным?

Не случайно с давних пор праздником считался не только «не работный день», но и прежде всего-день памятный, посвящённый определённому событию.

По прошествии многих лет мы снова имеем возможность открыто чтить праздники церковные.

Тема моего исследования : «Пасхальные традиции русского народа».

Цель исследования: изучить историю возникновение, традиции и обычаи празднования Пасхи.

Пасха Христова к началу 20 века приобрела устойчивые традиции празднования в России в каждой христианской семье. Я попытался собрать более полный материал об этом празднике. И пусть в 21 веке Пасха обретёт традиции в каждой семье и станет одним из любимых праздников детства.

Задачи исследования:

Объект исследования: христианский праздник Пасха.

Предмет исследования: история, традиции празднования Пасхи.

Гипотеза исследования: проведя исследование,

3. Я соберу:

4. Я представлю :

Методы исследования:

Предполагается, что практическим выходом моего исследования будет:

1. История возникновения праздника

Пасха — один из основных праздников в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами.

История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее — с уходом евреев из Египта. Слово «пасха» образовалось от древнееврейского слова « песах». Христиане же вложили в этот день иной смысл и отличают его в связи с воскресением Христа.

На первом Вселенском соборе Христианских церквей в Никее (325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник «кочует» во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю. Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели: Великий Четверг — как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная Пятница — как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая Суббота — день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.

Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение — день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, — огромное чудо.

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес.

Христос воскрес! Христос воскрес ! « А.Майков»

2. Пасхальные традиции

У любого праздника — своя красота, свои обычаи, обряды. Немало их и в Пасху. Многие традиции мы утеряли, но традиции празднования Пасхи жива, потому что основана на самых светлых, чистых порывах души. К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не попостившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила. Если вы пробовали поститься перед Пасхой, то сами можете подтвердить это.

2.1. Как украшают дом к празднику

Большому празднику Пасхи предшествует так называемый «чистый» четверг. В этот день люди тщательно убирают дом, все моют и чистят. Затем дом украшают. В старину был такой старинный обычай: ранней весной, когда природа еще спала, в ящике с землей проращивали семена, чаще всего овес. Под солнечным теплом поднимались первые в году зеленые ростки, похожие на проросшую травку, на которую и клали крашеные яйца, ставили цветные деревянные и фарфоровые фигурки зверей и птиц. Получался своеобразный маленький садик, который радовал зеленью и яркими красками раскрашенных яиц и фигурок. Также дом украшали цветами. Кроме цветов в ход шли букетики засушенных ягод, всевозможная зелень, хвоя, мох, раскрашенные ракушки и перышки, а также разноцветные ленты. Из всего этого делали веночки, которые вешали над дверью. (Слайд 7)

2.2 Пасхальный стол

Разноцветные пасхальные яйца

Яйцо — один из главных символов Пасхи, который означает для христиан новую жизнь и возрождение.

Красивое или расписанное, оно стало знаком, символом праздника.

В старину накапливали по 100 – 200 яиц, окрашивали их, натирали маслом, чтобы блестели. Яйцами принято обмениваться, дарить их родным, соседям, всем, кто придёт поздравить с праздником; брать с собой, отправляясь в гости. Существовал обычай хранить эти яйца целый год. Раньше пасхальные яйца красили в яркие цвета, самыми популярными из которых являлись красный и пурпурный, символизирующие жертвенную кровь Христа. Также яйца красили в цвета, напоминающие о весеннем солнце и зелени – насыщенный желтый и зеленый. Сейчас на пасху яйца красят разными красками.

Среди разноцветных пасхальных яиц выделяют : (Слайд 12-15)

Позднее появились яйца из фарфора, серебра с украшениями из эмали, бисера, полудрагоценных и драгоценных камней.

При росписи широко использовали знаки – символы, например:

Но центральное место принадлежит всё же

ярко- красным яйцам.

Меня заинтересовало, почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последовали разошлись по разным сторонам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Её победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес сам и воскресит каждого, кто поверит ему и будет любить людей так же, как любит он.

Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому великому императору Тиберию. Так как к императору не принято приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.

Но когда Мария стала говорить Тиберию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел он закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным.

С тех пор в память об этом событии, символизирующим нашу веру в Воскресшего Господина, мы и красим яйца.

Кроме крашеных яиц важное место на пасхальном столе занимает обрядовая еда: пасха и кулич.

Кулич — высокий, вкусный, круглый хлеб. Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища. Он является подобием церковного артоса — большого хлеба с изображением креста с терновым венком или образом Воскресения. Он является одним из древнейших символов Воскресения Христа. Таким образом, кулич — это домашний эквивалент артоса. Он должен присутствовать на каждом столе. Украсить кулич можно как традиционными орехами и изюмом, так и глазурью, помадкой, сахарной пудрой, маком, специальными кондитерскими обсыпками, миниатюрными яичками, вылепленными из сахарной мастики, яркими конфетками или орешками в сахарной глазури.

Считали, ели кулич удался, в семье все будет хорошо. Если же он в печи не подойдет или растрескается корка, — жди несчастья. Поэтому хозяйки старались, соблюдали все тонкости и секреты при выпечки.

Творожная пасха – ещё один элемент праздничного стола. Есть версии, что творожные массы, как и сам творог — это одно из древнейших с кушаний, связанное с плодородием и поклонением божествам плодородия. Множественные ритуалы древности (весенний обряд приветствия земли, первая вспашка поля) проводились с применением творога и других молочных продуктов, что имело символическое значение. Творог – больше, чем пища; это лучшее, что есть в молоке, его суть, самое питательное и полезное для человека. А протёртый творог, да ещё и с сахаром и с самым лучшим сливочным маслом – это наивысший дар природы. Для простого человека в прошлом такая роскошная пища была доступна только раз в году, поэтому делалась очень долго и из самых лучших продуктов. С принятием христианства традиции постепенно видоизменились, и значение символа потерялось в языческом прошлом. Осталось главное – на Пасху, на самый важный в христианстве праздник, делались угощения с особой тщательностью и любовью. Творожные пасхи освящались в церквях и имели суть «благословенной» пищи. (Слайд 16-18)

2.3. Пасхальные открытки

Пасха – образ ликования весны духовной. Люди радуются воскресению Христа, означающему победу над смертью. Святая Пасха связывает людей в едином чувстве, настроении и состоянии души, и конечно в этот день принято дарить подарки и пасхальные открытки.

Сюжеты пасхальных открыток разнообразны, но все они связаны с пасхальными традициями. Невозможно представить праздник Пасхи без кулича, пасхи, без разноцветных и искусно расписанных яиц, без целующихся радостных людей. Все эти приметы праздника широко использовались в открытках. Чаще всего изображались пасхальные яйца — и на праздничном столе в руках целующихся детей, и в орнаментах. (Слайд 19-21)

2.4. Пасхальное богослужение

Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «лёгкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогами – большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, это . Крестный ход совершается три раза вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Раскрываются двери и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона. В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна Златоустаго», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и с друг другом. (Слайд 22)

2.5. Пасхальные обычаи

В Светлое Христово Воскресение, первый день Пасхи, верующие радостно приветствуют друг друга словами: « Христос Воскрес!» — и ответным: «Воистину Воскрес!»

На Пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола . Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный — его называют «трезвоном». Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

(С. А. Есенин).

Часто мы слышим, как говорят: серебряный звон, малиновый звон. Исстари подмечено, что звук имеет цвет. Малиновый звон колокола ассоциируется с праздником, с радостью, с яркой малиновой рубахой.

К числу пасхальных обычаев русского народа относится хождение волочебников. Я заинтересовался, от какого русского слова образовалось слово «волочебники». Оказалось, от слова «волочить», «волочить ноги». Слово «волочебник» означает «поющие под окнами». В деревнях на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование. Волочебники славили хозяев, поздравляли их с Пасхой, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Им выносили яйца, сало, молоко, пироги, деньги.

Вот одна из песен волочебников: (Слайд 23)

Нам по чарке поднесешь,

Свое счастье сбережешь.

Не жалей, не береги,

По яичку одели.

Да пожалуй – ко яичко

Еще красненькое,

Что на красном блюде

И при добрых людях.

2.6. Пасхальные забавы, игры

С озорным, радостным, весёлым настроением водили хороводы. Закликали весну — тоже по кругу. Круг — символ Солнца, для крестьянина он был магическим средством, способным ускорить пробуждение природы.

Пасха — время первого весеннего гулянья. Молодёжь затевала игры на лужайках, на лесных полянах. До наших дней дошли описания некоторых пасхальных игр, которые заканчивались словами: «Кто меня поцелует, то и выручит». В этих народных играх отражался пасхальный обычай троекратного поцелуя, например, в игре «На калиновом мосту» .

В традициях русского народа были и музыкальные игры, игры — пляски, весёлые и задорные, под гармошку, игра — пляска «Передача платочка».

В старину не было Пасхи без качелей. Загодя вкапывали столбы, навешивали веревки, прикрепляли доски. Качались все желающие. Качели (или качули) были чрезвычайно любимы и популярны на Пасху. Качались, девицы распивали качульные песни — пасхальные частушки.

Вот и Пасха пришла,

Кто нас покачает?

Как у нонешних ребят

Веревок не хватает.

Веками любимой пасхальной игрой на Руси было

ка­танье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очере­ди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в доме или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на «команды», и каж­дая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.

Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом , ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло. (Слайд 24-26)

2.7. Народные приметы, поверья

С праздником Пасхи связан целый цикл народных примет и поверий. Мы познакомилась с некоторыми из них.

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, покатись,

Красное, покажись!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе, проведенной мной исследовательской работы, под руководством учителя ОРКСЭ Постики Е.А. были описаны традиции и обычаи празднования одного из главных церковных праздников – ПАСХА. Я познакомился с играми и забавами народа, с поверьями, связанными с этим торжеством, с интересными пасхальными традициями.

Работа включала в себя сбор и анализ литературных источников, журнальных статей, материалов Интернета, обобщение материала, творческого изготовления украшения яиц, кулича, пасхи. Собранные в ходе исследования материалы представлены фотографиями, поделками и иллюстрациями основных обычаев, традиций, рисунками детей.

Предполагается, что данный материал может быть использован на уроках ОПК, на классных часах, при знакомстве с народными праздниками и традициями.

И пусть в 21 веке Пасха обретёт традиции в каждой семье и станет одним из любимых праздников детства.

Вот и Пасха к нам пришла —
праздник милый для меня!
Сколько радости принёс,
и печали он унёс.
Вот уж птицы прилетели,
прямо к Пасхе подоспели —
хорошо! Весна пришла-
светлый праздник принесла-
Воскресение христово!
Все поют и славят Бога!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Панкеев К. И. Русские праздники. — М., 1998.
  1. Пасхальные традиции русского народа //Начальная школа. — № 3 – 2005.
Поделиться:

Оставьте комментарий

четыре − четыре =