Шмот – что это такое? Что значит «Поясни за шмот» и как это сделать? За какой шмот поясняют.

Главная » Шмот – что это такое? Что значит «Поясни за шмот» и как это сделать? За какой шмот поясняют.

Казалось бы, прошли те времена, когда было страшно выглядеть не как все, потому что к тебе по этой причине могли пристать на улице. За слишком яркий цвет футболки, за штаны оригинального дизайна, за нестандартный крой или необычную причёску можно было нахватать тумаков. Да ещё и лишиться любимых вещей. Сейчас люди могут позволить себе, в рамках разумного (а иногда и выходя за рамки) выглядеть как им заблагорассудиться. Одежду многих брендов стало проще достать, увеличился выбор и количество новых интересных марок. Стало модным выделяться из толпы, подчёркивать свою индивидуальность. Как и прежде, одежда может сказать о приверженности к определённым субкультурам, но это скорее просто информационный посыл, а не способ «нарваться» на неприятности. Однако, несмотря на кажущуюся свободу, относительно недавно появилось агрессивное движение и несколько криминально звучащее изречение, будто позаимствованное из блатного жаргона, — «поясни за шмот». Попробуем разобраться, откуда оно взялось и какую цель преследует.

Не сказать, что это новое веянье. Фраза «поясни за шмот» частенько звучала во времена околофутбольных и политических субкультур, когда представители этих движений идентифицировали себя по одежде и вели идейную войну с противоположными движениями. Тогда ты должен был в любой момент быть готовым ответить, почему на тебе надет шмот тех или иных культовых марок (« », « », « », « » или « »). Ну и, кончено, быть готовым к драке. И если тогда это было худо-бедно логично и поддавалось разумному объяснению, то сейчас это выглядит странно и глупо.

Сейчас данная тенденция характерна, в основном, в тинейджерских кругах. В подростковом возрасте, как правило, всё сложно с самоидентификацией и осознанием себя как личности. В этом возрастном периоде важно не то, кто ты, а кто твои друзья, родители и, конечно же, во что ты одет и к какому молодежному течению принадлежишь.

Люди во все времена объединялись в группы и сейчас по-прежнему существуют сообщества, для которых важна идентификация не только по интересам, но и по внешнему виду. Так что вопросы могут возникнуть на этой почве. Также некоторым может показаться, что если на тебе надета вещь того или иного модного бренда, то ты тем самым бросаешь вызов, выпендриваешься или хочешь показаться крутым. К таким маркам могут относиться молодые и очень популярные в данный момент street-wear имена, а также культовые для Casual культуры бренды: « », « », « », «Волчок», пресловутый « » и т.д.

Кроме того, придраться могут не только по поводу марки одежды, но и из-за того, как ты её носишь. Например, подвёрнутые джинсы, бейсболка поверх банданы или козырьком набок. Плюс, если совсем захотят докопаться, то могут начать выяснять, не подделка ли на тебе (что совсем глупо, ведь это даже профи порой сделать непросто), знаком ли ты с историей бренда, чью вещь носишь, а также известно ли тебе значение символики, изображенной на принте.

Как правило, считается, что подкаты с вопросами «поясни за шмот» чаще всего встречаются на окраинах городов и в спальных районах. Если вдруг вам «посчастливилось» встретить на своём пути «группу любознательных», вот несколько возможных вариантов действий:

— в случае, если у вас много свободного времени и дефицит общения, можно с гордостью и чувством превосходства рассказать всё, что вам известно о каждой вещи, на вас надетой. Вплоть до состава, свойств материала и имени иллюстратора, разработавшего принт. Если вы уже слышали о движении «поясни за шмот», то, возможно, вы уже заранее подготовились к такой встрече.

— попробуйте ответить вопросом на вопрос. Типа: «а кто интересуется?», «с какой целью хочешь знать», «покажи пример». Главное держаться уверенно и невозмутимо.

— если вам хочется почувствовать себя героем околофутбольных стычек, можно сразу «бить в бубен». Но это, пожалуй, слишком экстремально и мы не советуем. Ведь по одному с претензией «поясни за шмот» не подходят.

— можно взять любопытного юмором, но шутка должна быть действительно козырная и в тему.

— можно сделать вид, что вы забыли выключить утюг или оставили кофе на плите и стремглав умчать в неизвестном направлении.

— попробуйте избегать окраин и спальных районов. Если вы там живете – срочно переезжать в центр. (шутка)

— скажите, что вы весь год вели себя хорошо и Дед Мороз подарил вам на Новый год эту куртку «Stone Island». А раз он так решил, значит вы определённо достойны быть хозяином этой вещи. Эй, ну кто решится оспаривать решение Деда Мороза?!

— в надежде, что объяснения, достойны ли вы ходить в этой одежде ждут адекватные граждане (что вряд ли, ведь само это требование неадекватно), можно с горящими глазами заявить, что вы не знаете, что означают все эти ножи, черепа и другие символы на принте, но он смотрится дерзко и привлекает девушек. А этот сивтшот очень тёплый и уютный, будто объятия мамы. Ну и штаны отлично подчёркивают ваши накаченные ягодицы.

Не важно, какой вы выберете вариант, но наше мнение – вы никому ничего не должны объяснять, и никто (тем более незнакомые люди) не имеет права вам докучать подобными предъявами. Да, многие бренды стали символом той или иной субкультуры. Какие-то марки могли приобрести дурную славу лишь потому, что их активно носили скинхеды или панки. Но сейчас все эти фирмы носят почти все по абсолютно разным причинам. Кому-то может нравится, что вещь выбранного бренда ассоциируется с эпохой скинов, но это не означает, что он разделяет их взгляды. Раньше и татуировки были лишь у представителей определённых групп (тюремщики, рокеры, сатанисты и т.д.), сейчас же татухи бьют люди разных возрастов, вероисповеданий, жизненных взглядов и интересов. И кто-то может объяснить, почему он выбрал то или иное изображение, а кто-то скажет – просто мне нравится эта картинка. Не бить же его за это? Если на футболке изображен персонаж аниме, это не значит, что вы фанат-анимешник, но и нет причин, по которым тогда её носить нельзя. Нравится кавайная девочка с формами – носите в удовольствие.

Совсем не каждый обязан быть участником какого-либо движения и носить вещь только потому, что она что-то символизирует. По-нашему мнению, каждый имеет право носить то, что ему нравится, без объяснения причин. Их может быть масса разных – удобство, качество, функциональность, престиж, проверенный производитель, цвет понравился, оригинальный дизайн. Но почему вы должны что-то объяснять, пояснять, доказывать? Почему посторонний человек, совсем вас не знающий, имеет право решать, достойны ли вы той или иной одежды. Тоже самое с способом носить вещь. Если джинсы подвернуты, это не обязательно должно означать готовность к драке. И даже если вам известно, о чём говорят подвёрнутые джинсы, что же теперь, не подворачивать их, если так удобно/менее жарко/нравится, как смотрится с кедами.

Быть может, это развлечение делает жизнь тинейджеров более увлекательной и полной приключений. Лишний повод выплеснуть агрессию, самоутвердиться. Кроме того, это отличный материал для разбора популярных блогеров и влогеров. Однако в современную эпоху, когда идёт пропаганда свободы личности, самовыражения, саморазвития и творчества, предъявы «поясни за шмот» кажутся нелепыми. Разве не прошли времена гопников, когда выглядеть неординарно действительно было опасно? Будьте уверены в себе, носите что хотите, по своим личным критериям. Кто бы раньше не носил «Lacoste», сейчас её носят многие, кто может себе это позволить. И не бойтесь давать отпор тем, кто ставит себя выше других. Но мы все же желаем, чтобы «пояснить за шмот» вам никогда не приходилось.

А вы какого мнения? Если у вас были случаи, когда приходилось это делать или вы сталкивались с людьми, которые требуют объяснений – пишите в комментариях, как это было и что вы предпринимали.

Драки тинейджеров из-за футболок или кроссовок захлестнули всю Россию. «КП» разобралась, как правильно пояснить за шмот и что это значит?
КТО НЕ В ТЕМЕ, ТОТ ПРОТИВ НАС
Когда тебе пятнадцать, значение имеет все: кто ты, с кем дружишь, во что одет. Всегда и во все времена. Если раньше были стиляги, хиппи, анархисты и пацифисты, то самое модное молодежное течение сегодня — это офники или кежуалы.
И те и другие агрессивно настроены ко всем, кто не в теме — не так одеты.
Поясни за шмот — с таким призывом офники и кежуалы подкатывают к другим сверстникам на улицах города. И это вовсе не способ знакомства. Что значит пояснить за шмот: в переводе со сленга это буквально следующее — объясни, какое ты право имеешь носить то, что сейчас на тебе надето, а если не сможешь — побьем. Побить могут и за подделки.

Лизе Елисеевой 16 лет, она согласилась пойти с нашим корреспондентом на тусовку офников. Кеды от Fred Perry когда-то служили опознавательным знаком скинхедов. Но давно уже пошли в народ.
ОКОЛОФУТБОЛ
Опасная мода «драк за шмот» захлестнула всю Россию. В том числе и благодаря интернету.
— Если ты в футболке Fred Perry, Tommy или кроссовках NB, то просто ответь, что ты не в теме, но нравится качественный шмот, — учит подростков 20-летний видеоблогер Сергей Мартышов.
У его видеороликов больше миллиона просмотров, и сам блогер называет эту тему «наболевшей».
— Что не так с марками этих футболок? — продолжает Мартышов. — Эти марки были популярны у скинхедов в 70-х, вот и осталась дурная слава. Но сейчас их носят все подряд. За такой шмот могут попросить только если в каких-то деревнях («попросить» в переводе с подросткового языка — побить. — Ред.). Стоники же (так ласково называют одежду культовой фирмы Stone Island. — Ред.) — более вызывающий вариант. Ее просто так не наденут. Подвороты (подвернутые джинсы. — Ред.), также пришли в околофутбольную моду от скинов. Не удивляйтесь, если вас попросят за них пояснить — такой вариант ношения штанов означает готовность вступить в драку. А вообще, если к тебе на улице прицепились, веди себя уверенно, отвечай вопросом на вопрос. Пойми, если к тебе подвалили, то дело не столько в шмотках, сколько в тебе.

Футболки «Спутник 1985» придумал Сергей Пахотин: «спутник» — одно из самых известных слов в мире, а 1985 — год рождения автора бренда. Но просто так носить их нельзя. Создавались они для панковской тусовки. Среди подростков надевают их только «избранные».
ТЫ ТОТ, КТО СЛЕВА, ИЛИ ТОТ, КТО СПРАВА?
Тема «как пояснить за шмот» рвет все рейтинги в интернете. Полным-полно видеороликов с драками и разборками. Бьют подростки друг друга нещадно, причем участвуют в побоищах и девушки тоже. Что спрашивают? «Ты правый или левый?» или «За кого стоишь?» Правый — это агрессивно настроенный человек, анархист и фашист, а левый — антифашист. Но и это крайне условно.
— Мало кто разбирается во всех этих правых и левых, — говорит 16-летняя Лиза Елисеева, спортсменка, олимпийская надежда России по синхронному плаванию. Она из хорошей семьи, но тоже в теме в силу возраста. — Это просто повод придраться к кому-то, чей внешний вид не понравился. Ответишь, что левый, они вдруг окажутся правыми, и наоборот. И вообще эта политическая тема — редкость. Чаще просят «пояснить за шмот» болельщики той или иной футбольной команды.
Лиза хоть и не самый обычный подросток и почти все свое время проводит на тренировках в бассейне, тоже знает, что надо отвечать в таких случаях:
— Да сейчас все подростки это знают. Определить офников просто — ходят группами, надевают камуфляжные панамки, черные футболки со странными надписями, подворачивают джинсы. На ВДНХ таких много, на станциях верхней части серой ветки метро, в Отрадном, в некоторых парках и у станций МЦК.

Подвернутые джинсы, или подвороты, среди офников означают готовность к бою.
МОДНЫЙ ПРИГОВОР В ПАРКЕ
Вот по этим местам мы с Лизой и отправились, решив поэкспериментировать с запрещенными шмотками. Купили самую-самую модную футболку фирмы «Спутник 1985» с мрачной надписью «В этой стране не принято плакать» и надели красные кеды Fred Perry.
— Побить могут и за подделку. Околофутбольщики считают, что, нося паль* (см. «Словарик «КП»), ты оскорбляешь их субкультуру, — объясняет мне Лиза.
— А как они их отличают?
— Ой, да в интернете полно видео, поясняющих, как подделку от оригинала отличить. Если нарваться на такой пальпатруль, то как минимум заставят некачественный шмот снять, а как максимум побьют. Но если у тебя оригинал, то, наоборот, зауважают.
Еще бы, ведь «родные» курточки и кроссовки стоят немалые деньги. У того же Гоши Рубчинского (очень модный среди офников российский дизайнер. — Ред.) штанцы от 20 000 рублей, джинсовки от 40 000.
На ВДНХ нам не везет. Встречаем только двоих офников — и то мирных.
— Так холи же сегодня на крыше — вот тут недалеко, — разводят руками парни, потягивающие пивко. — Там все тусят.
Холи (опять поясняем для тех, кто не в теме) — это фестиваль красок, индийский праздник, который очень полюбился молодежи, — когда можно кидать друг в друга разноцветным красящим порошком. Забава куда более веселая и приятная, чем драться, вот все и забыли про поясниловку.
Едем в Отрадное, где у большого ТЦ всегда много околофутбольщиков. И действительно тут полно молодежи. Многие одеты по теме — в черные футболки, камуфляж, многие измазаны краской — тоже с праздника. Все без исключения курят — так, что даже на улице дышать нечем. Первым к нам подскочил юркий, невысокого роста паренек, лет 12 на вид:

Подросток из Отрадного поясняет «за свою толстовку»: — Скрещенные ножи — значит, готов к бою. «Невиновных нет» — для каждого своя уголовная статья…
— Сигареты не будет? А ты стоишь (в переводе с подросткового языка — болеешь за какую-либо команду. — Ред.), что ли? — обращается он к Лизе. Она поясняет, что да, болеет за ЦСКА.
Тут к нам потихоньку начинают подваливать все остальные. Драться не лезли, как потом объяснили, их спугнуло присутствие взрослой тетеньки, то есть меня.
— Да и потом, мы не отвязные хулиганы. Так, кое-кто болеет, но тут мирная по большей части туса, все свои, — говорит один из подростков.
— Вам надо было на холи ехать, такой замес был, — подхватывает другой парень. — И майку посерьезнее надеть, типа как на мне.
На подростке черная толстовка, с белым кругом, внутри которого какие-то цифры и два скрещенных ножа и надпись.
— А что все это значит?
— Скрещенные ножи — готов к бою. «Невиновных нет» — для каждого есть своя уголовная статья. Цифры 13 — 12 — это буквы английского алфавита ACAB, что расшифровывается All Cops Are Bastards («Все копы — ублюдки»). Череп — смерть мусорам, болты на ножах — воровские звезды, а круг все объединяет.
— Ничего себе! Ты что, с зеками гуляешь?
— Нет, — смеется подросток. — Это тема такая.
— Что ты тут им поясняешь? — вступают в разговор какие-то размалеванные девицы. — Совсем лох, что ли? Надо будет, сами разберутся. А то ходят тут, снимают и разнюхивают. Может, они из ментовских…
Честно говоря, я почувствовала себя как будто не в родном городе, а словно в сцене из фильма про американских гангстеров из плохих районов. Чтобы и правда не нарваться на драку, мы с Лизой ретировались. Ехать домой в футболке от «Спутник 1985» Лиза не решилась и с удовольствием надела сверху куртку олимпийской сборной с надписью Russia.
— В такой точно не побьют, — сказала она мне напоследок.

Вопросы могут вызвать даже классические кроссовки Adidas.

13 августа в московском Парке Горького неизвестные напали на группу молодых людей, в результате которых один из них, 25-летний Станислав Думкин, скончался. По предварительной информации, от парня требовали «пояснить за шмот» — по мнению напавших, Думкин был одет «не по понятиям». «360» рассказывает, откуда взялось это выражение и что оно означает.

Изначально выражение «поясни за шмот» относилось к околофутбольным и политическим субкультурам. Члены этих движений идентифицируют себя по одежде. Среди предпочитаемых ими марок — итальянский премиум-бренд Stone Island, Saucony, Fred Perry, Lonsdale и многие другие. За наличие вещей этих брендов субкультурщики могут спросить у их обладателя, почему он их носит. За неправильный ответ человека, как правило, избивают. Впрочем, правильный ответ дать непросто: ты можешь носить Fred Perry, потому что ты «правый», но если к тебе подошли «левые», то драки не миновать.

Выражение «поясни за шмот» стало популярным в конце нулевых — начале десятых. Именно тогда благодаря интернету эти субкультуры стали более распространены. Ожидаемо, что главными адептами движений стали подростки. Иногда это приводило к трагическим последствиям: в ноябре 2012 года в Рязани несколько «антифашистов» от 14 до 17 лет до смерти забили 19-летнего Александра Дудина за то, что тот якобы не смог объяснить, к какой субкультуре относится.

Впрочем, как и все, что становится популярным в соцсетях, выражение «поясни за шмот» за несколько лет превратилось в мем и стало чем-то вроде городского мифа. Сейчас на YouTube можно найти десятки юмористических видео о том, как правильно пояснять за шмот, а во «ВКонтакте» — множество групп, в которых подростки рассуждают, настоящую они купили вещь или «паленую». Доходит до абсурда: некоторые «модники» переживают, не побьют ли их скейтеры за фальшивую толстовку марки Thrasher.

Со временем на обряд «пояснения» обратили внимание и крупные федеральные СМИ. Например, в июле этого года «Комсомольская правда» выпустила подробный текст о том, как тинейджеры дерутся друг с другом из-за «неправильных» брендов. В статье встречается ряд сомнительных утверждений: например, автор заявляет, что человека в одежде московской марки «Спутник 1985» или русского дизайнера Гоши Рубчинского точно попросят «пояснить», хотя оба бренда не имеют никакого отношения к субкультурам. Также автор пишет, что «пояснить» потребуют и за «патч наклейку», вероятно, имея в виду патч Stone Island.

Что известно об убийстве Станислава Думкина

13 августа в Парке Горького компания пьяных молодых людей придралась к Думкину и его друзьям. Им не понравился внешний вид парня, в частности, его шляпа. Между двумя компаниями завязался конфликт, после чего один из агрессоров ударил Думкина. Молодой человек упал, его доставили в больницу с черепно-мозговой травмой. Через неделю он скончался, не приходя в сознание.

Было заведено уголовное дело по статье «Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть по неосторожности». Следователи , подозреваемого в совершении преступления. Им оказался москвич 1994 года рождения, который скрывается от следствия.

Позже СМИ , что подозреваемым оказался сын актера из сериала «Интерны» 23-летний Корней Макаров. Он якобы ушел из дома и сейчас скрывается от следствия.

Скриншот на превью: YouTube / Обгон 243

человек поделились статьей

Что делать если говорят поясни за шмот или как отвечать? Что делать если говорят поясни за шмот или как отвечать?

  1. игнорировать.
  2. Скажи что нравки прост)
  3. Ответь, а у самого трусы патчем, они охуеют, гарантирую)
  4. ебу давать
  5. За шмот не поясняю мамка одевала!
  6. Скажи либо, что ты не бон, не шавка и не к какой субкультуре не относишься. Может отьебутся. Или если смелый: «Поясни, тебе дано по жизни со всех спрашивать?»
  7. ничего не надо говорить. их просто надо пиз.. ть
  8. Никак не поясняй, бей в ебло и беги
  9. я в таких случаях тебе говорят поясни за шмот а ты скажи ща за носок пояснять будешь))
  10. Если ты один, беги…
  11. Ну если ты носишь фирмы типа стон айлэнд и фред перри (это шмот правых, фанатов там), и когда это спрашивают ты либо говоришь:типа все норм пацаны я гоняю или просто кидаешь зижку. Если после этого не отьеб*тся или ты сделаешь это не убедительно, то могут последовать вопросы «за кого гоняешь и тд» тогда ты в дерьме. Можешь сказать к примеру за Спартак, тогда у тебя могут спросить кто к примеру под 10 номером играет, и все П*зда тебе, бл тупо не носи такой шмот за который можнополучить п*зды
  12. ЗА ШМОТ НЕ ПОЯСНЯЮТ, ВООБЩЕ ТО ЕСЛИ ЧО, МОЖНО ТАК И ОТВЕТИТЬ
  13. Каждый клуб называется по разному, в мом городе например существует четыри клуба, может больше. Ястребы, мирные, техники и медведи. Вообщем если на тебе что то такое что ты перечислил, хоть наушники, хоть чехол для смартфона (камуфляжного окраса) тебя всравно будут бить. Никак ты и не пояснишь, у них своя пояснялка, если ты знаешь е, ходи на здоровье. А так… Лучше пойди в бокс или лгкую атлетику. Бокс — если подойдут, неважно трое или двое, один, а может больше, бей в рыло троичку. Лгк. атлетика — как говорится, рожднный бегать, пи3ды не получать. Если подъебут, беги наXуй. А если зимой и скользко, лучше обувь с шипами, или 6нишься, иба лд замедляет и останавливает, по сугробам тоже не побегаешь, а если хочешь… Надевай балонки с утеплением.
  14. побеги
  15. Скажи, что мамка говна не купит
  16. Если тебя об этом спросили — есть 2 верных пути.
    1.Оцениваешь ситуацию — сколько оппонентов и насколько физически они развиты. Бей первым, если уверен впобеде!
    2.Если перевес на их стороне, лучше сбежать и диалог не вести, ибо любой твой словесный ответ закончится твоим унижением, как на видео ниже.

«Мы возмущены и будем ставить вопрос в школе»

Прошли времена, когда список покупок к 1 сентября состоял из школьной формы, тетрадок, ручек да ластиков. Сегодня «виш-лист» (перечень желанных вещей) родителям диктуют не только школа и сам ученик со своим подростковым пониманием моды, но и улица, где образовался свой «дресс-кодекс», за нарушение которого избить подростка могут прямо средь бела дня. Многие тинейджеры скрывают эту угрозу от родителей, считая жалобы проявлением трусости.

В прошлом августе перед 9-м классом сын вынес нам с отцом весь мозг, — делится мама без пяти минут десятиклассника Егора. — Кроссовки ему подай определенной фирмы, телефон новой модели, рюкзак, футболки — на все у них своя мода. А в этом году вдруг наоборот. Приехали в магазин, а сын ходит: ой, только не это!

В итоге отец не выдержал и спрашивает: «Что значит — нельзя?!» Из сына удалось мало что вытянуть. Но я догадалась поговорить с продавщицами в торговом центре, где мы закупались. И с ужасом узнала, что этому явлению почти год. В Москве подростков избивают за определенные модели кроссовок, маек и джинсов. Это называется «дресс-кодекс».

Правил «дресс-кодекса» никто толком не знает. Но хулиганы подходят со словами: «Поясни за шмот» — то есть нужно объясниться, почему ты носишь одежду определенных производителей. Почему-то некоторые фирмы надевать нельзя, а какие именно — толком не поймешь! Правила все время меняются, кто их выдумывает, непонятно. Мы возмущены и будем ставить этот вопрос в школе прямо 1 сентября, несмотря на торжественный день!

Опрос знакомых тинейджеров показывает, что про дикое явление знают все, но вот отношение возрастной группы от 13 до 18 к нему разное:

Есть такие ребята, которым всегда хочется подраться, нужен только повод, — объясняет Данила, собирающийся в 8-й класс. — Сейчас у них актуален повод бить за одежду. И если не хочешь связываться, список «запрещенных» фирм есть в Интернете. Я просто распечатал его и попросил родителей мне вещи этих брендов не покупать. Им же легче, фирмы эти довольно дорогие. А почему именно за них, я даже не пытался разобраться.

Я боксом занимаюсь, — говорит Антон, идущий в выпускной класс. — Мне наплевать на все эти придуманные «дресс-кодексы», но я считаю себя вправе носить то, что хочу. А эти уроды с какой-то стати присвоили себе самые удобные молодежные бренды. Ко мне регулярно они пристают со своим: «Поясни за шмот!» — но как видят, что я готов драться, тут же сливаются.

— А «эти уроды» — это кто?

Ну, изначально это была околофутбольная тема. Что определенные марки одежды могут носить только те, кто «стоит», то есть болеет, за определенную футбольную команду. Это родилось среди фанатов, чтобы отличать друг друга в толпе. Потом переехало к «оффникам» — это те, которые тусят в околофутбольной сфере. Но потом тему подхватили все кому не лень. Они не только не фанаты, они в футболе-то ничего не понимают. Услышали звон и давай приставать к людям на улицах. Но на деле они трусливые, пристают только если их набирается толпа. Поэтому я их и не боюсь.

Список «запрещенки» к ношению в соцсетях действительно есть. Это одежда, обувь и аксессуары (рюкзаки, кепки и пр.) определенных марок, названных поименно. Все это совершенно нормальные, необходимые для тинейджера вещи, отвечающие сегодняшней молодежной моде — разве что не очень бюджетные. Зато качественные. Обидно, наверное, не иметь возможности их надевать, если даже родители готовы их тебе купить?!

В школу я все это надеваю, — поясняет Никита, идущий в 10-й класс престижной московской школы. — У нас ребята нормальные. Но если мне, к примеру, после школы в центр нужно сгонять, то я лучше на запрещенную майку ветровку накину или вовсе переодену ее от греха подальше. У меня в Медведкове друг по летнему лагерю живет, так у меня специальная форма для поездок к нему есть. Там у него на районе как раз собираются оффники. Не успеешь выйти из метро, как они уже лезут за пояснением за шмот! Вообще места, где собираются оффники, всем известны. Не хочешь нарываться, просто не ходи туда.

На периферии все еще проще: дорого одет — получи в глаз.

Можно схлопотать за стиль «милитари», подвернутые джинсы и камуфляжную расцветку. Фото: соцсети

В Липецке, к примеру, можно схлопотать за стиль «милитари», подвернутые джинсы и камуфляжную расцветку. Причем в рабочих кварталах лупят по принципу «а чо так дорого вырядился?!».

У нас как, — объясняет мне подростковый «авторитет» 16 лет из Липецка. — Если хочешь в авторитете оставаться среди своих, надо время от времени участвовать в махачах (махач — драка, подростковый сленг). Чтобы движ был (движ, или движуха, — активность, движение, разнообразие). А если ты на замесы не ходишь, ну, значит, дома с мамкой сиди. Лично мы на своем районе мажориков бьем, если они к нам заруливают. Ну, тех, кому родичи самый дорогой шмот покупают. Иногда конфискуем в свою пользу, иногда просто погоняем по двору и отпускаем. Но ни один толком отпор не смог дать! Как они Родину-то будут защищать, если что?! Мы будем их мутузить, пока не уедут в Америку свою!

За американский шмот по-любому били и бить будем! — выступает юный патриот из города Волгоградской области. — Нефиг вражьи шмотки таскать и деньги им за это платить!

А в Пензе агрессивные подростки даже придумали своему движению название и завели для него отдельную страничку в соцсетях. Там они выкладывают фото школьников с указанием личной информации (телефон, адрес, номер школы) и призывают «соратников» учинить над ними расправу за «преступление против моды».

Фото «преступников» берут там же, в соцсетях, или фотографируют знакомых по двору, по школе, среди знакомых. Как и в прочих злых играх в Интернете, в гонении «за шмот» побеждает тот, кто нашел и вывесил на суд больше всего жертв. Тем опаснее становится онлайн-версия этого явления: выходит, что ни один подросток не застрахован от того, что в погоне за авторитетом его не выловят на просторах Сети и не вывесят на виртуальный «позорный столб» своего движения. И ладно еще вывесят, но в небольшом городе будут еще и узнавать, и издеваться не только виртуально, но и реально!

На страничке движения, имеются призывы к пользователям «найти и обезвредить» тех, кто «безо всякого на то права» носит определенную одежду (перечислены бренды и наименования). Ниже победы и достижения участников группы: например, сообщение, что там-то (указание улицы) наглого нарушителя полностью раздели и покрасили черной и красной краской.

Они устроили что-то вроде патруля и бороздят по улицам со своим «поясни за шмот», — рассказывает десятиклассник из Пензы. — Подойти могут к любому, чья одежда им не нравится или, наоборот, нравится и они хотят отнять ее для себя. То есть любая, которая бросается им в глаза, — слишком яркая, слишком модная, слишком дорогая. Я вообще считаю, что «дресс-кодекс» — это лишь повод придраться, чтобы снять с кого-то модную майку, кроссовки, штаны и взять себе. Эти хулиганы сами себе ничего купить не могут, а их родители все пропивают.

Модная марка никогда не делает большие логотипы на одежде. Это первый сигнал, что вещь «паленая». Фото: соцсети

— А есть какой-то правильный ответ на это «поясни за шмот»? Чтобы отстали?

Если уже подошли, то верного ответа нет — все равно будут бить. «Поясни за шмот» — сигнал к драке. Мой папа говорит, что в его молодости таким сигналом было: «Дай закурить!» Если уже подвалили с этим вопросом, то дай им закурить или не дай, но бить все равно будут. «Поясни за шмот» — из той же серии. Просто предлог поиздеваться над человеком, унизить его и отобрать модные вещи.

Ко мне двое пристали на автобусной остановке, — рассказал Дима, 15 лет. — Я был в камуфляжных штанах, купил их в туристическом магазине. Они такие: «Чо в камуфляже, поясни?» Ну, я их взял и послал. Один рассвирепел и полез на меня, второй, правда, стал его удерживать и предлагать разобраться со мной вечером на пустыре. Побоялся, что разгар дня, люди кругом. В этот момент подъехал автобус, и я в него прыгнул…

Помимо непосредственно агрессоров и их жертв в явлении «поясни за шмот» есть и добровольные жертвы. Они тоже жаждут выплеснуть агрессию, но воспитание не позволяет им нападать первыми, равно как и нападать толпой на одного, — именно этим отличается хулиганский «модный патруль». «Добровольные жертвы» нарочно надевают «запрещенку» и бродят в ней по улицам, провоцируя хулиганов. И если те начинают первыми, с удовольствием вступают в драку.

Правоохранительные органы нескольких российских городов сообщают, что хулиганы унижают и избивают местных жителей, порой раздевая их догола прямо на улице. При этом выражают надежду, что с наступлением школьного года подростки перестанут болтаться весь день по городу и безобразия прекратятся.

Возможно, но явно не все. «Право носить одежду военной тематики надо заслужить, надо быть сильным, смелым и мочить врагов! — написал мне в личку в соцсетях активный (в смысле шмота) гражданин из Саратова, 15 лет. — А у хлюпиков надо камуфляжный шмот отбирать!»

Родители пока разводят руками — одни вспоминают избиения за «бананы», «пирамиды» и «хаеры» из своей подростковой истории, другие уповают на школу и полицию. Некоторые взывают к общественности в соцсетях — как, например, эта мама из Херсона: «Уважаемые родители! Обращаюсь к вам как мать. Сегодня на смену «играм смерти» появилась новая опасность. Которая, к сожалению, может коснуться любой семьи. Сейчас любого из подростков могут поймать на улице и избить просто за определенную марку одежды. Среди подростков это называется «ПОЯСНИТЬ ЗА ШМОТ». Группировки радикальной молодежи просто нападают на подростков! Считаю своей обязанностью предупредить всех родителей…»

Поделиться:

Оставьте комментарий

шестнадцать + восемнадцать =